Эффективность маркетинга (англ. marketing effectiveness) — указатель того, насколько оптимальными являются маркетинговые мероприятия в том, которое касается уменьшения расходов и достижения результатов в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Эффективность маркетинга связана с показателем рентабельности маркетинговых инвестиций (англ. marketing ROI, return on marketing investment, сокращенно ROMI).
Эффективность маркетинга зависит от 5 факторов:
- разработки и внедрения соответствующей маркетинговой стратегии (англ. Marketing Strategy) с особенным ударением на позиционировании товаров;
- разработки более эффективного креатива (англ. Marketing Creative, на пр., изменение креатива в компании «American Family Life Assurance Company of Columbus» привело к увеличению темпов роста с 12% до 28%);
- выполнения маркетинговой стратегии и тактических мероприятий (англ. Marketing Execution);
- эффективного управления внешними агентствами, мотивации, координации маркетинговых мероприятий (англ. Marketing Infrastructure или Marketing Management);
- внешних факторов (англ. Exogenous Factors) — сезонности, регуляторных органов и тому подобное.
С точки зрения краткосрочных результатов эффективность маркетинга измеряется показателями, связанными с доходом. Из долгосрочной перспективы эффективность маркетинга измеряется индикаторами, связанными с брендом:
- преданность / лояльность бренда (англ. brand loyalty)
- знание бренда (англ. awareness)
- ассоциации, связанные с брендом (англ. association или brand image)
- восприятие (понимание) бренда (англ. perception of quality).
Поскольку бренд является невещественным активом, эффективность маркетинга может также измеряться в финансовых показателях, которыми оценивается бренд.