Комплекс маркетинга. Маркетинг-микс.

Автор: | 24.10.2016

Комплекс маркетинга. Маркетинг-микс.

Маркетинг-микс или комплекс маркетинга (англ. marketing mix) — комплекс мероприятий, которые определяют позиционирование продукта на рынке. Обычно маркетинг-микс состоит из «четырех P»: (Product, Price, Place, Promotion) продукта, цены, коммуникации (англ. promo) и системы распределения товара (или системы дистрибуции).

В комплекс маркетинга, как правило, включают 4 элемента («концепция 4Р»): продукт, цену, доставка продукту потребителю и продвижение продукта.

  • Товар (product) – это главный элемент комплекса маркетинга. Раскрывается через такие категории:

o   упаковка

o   ассортимент

o   качество

o   торговая марка

o   послепродажное обслуживание

o   сервис

o   возможность возвращения, обмена и тому подобное;

  • Цена (price) рассматривается с точки зрения подходов к ценам:

o   прейскуранты

o   скидки

o   наценка

o   сроки выплаты

o   кредит

o   условия платежа и тому подобное;

Цена устанавливается таким образом, чтобы способствовать продаже и в то же время обеспечивать определенный доход предприятию.

  • Место (place) – это действия, которые осуществляет предприятие для обеспечения доставки товару целевой группе потребителей в нужное место и время. Его характеризуют такие категории:

o   каналы сбыта

o   уровни сбыта

o   форма релиза

o   транспортировка

o   складской запас

o   размещение

o   подготовка торгового персонала но др.

  • Продвижение (promotion) – создание информационных взаємозвязків предприятия со своим целевым рынком (потребителями). Здесь имеется в виду:

o   связь с общественностью

o   реклама

o   выставки

o   персональная продажа

o   стимулирование сбыта

o   PR

o   метод прямой продажи и др.

В отличие от традиционной модели маркетингового микса, которая включает четыре компонента («четыре P» — продукт, цену, коммуникацию и дистрибуцию), за Блумзом и Битнером (англ. Blooms and Bitner) расширенная модель маркетингового микса — она используется, в первую очередь, для сферы услуг — включает дополнительные компоненты:

  • людей (англ. people) — всех лиц, которые непосредственно или опосредствовано причастные к потреблению услуг: потребителей, работников соответствующей компании, руководства компании и тому подобное;
  • процессы (англ. process) — процедуры и процессы, которые определяют потребление услуг (англ. customer management processes);
  • физическое наличие (англ. physical evidence) — определяет способность предоставить услугу, а также определяет среду, в которой услуга предоставляется.

Все элементы комплекса взаимосвязаны и оценка продукта при выборе осуществляется по всем компонентам комплекса. Каждый из элементов включает самостоятельный комплекс мероприятий, реализация которых формирует соответствующую политику в комплексе маркетинга. Относительная значимость каждого отдельно взятого элемента маркетинга зависит от разных факторов, таких как тип организации, вид товара, поведение потребителей.

Оптимальный маркетинг-микс составляет такую комбинацию маркетинговых инструментов, благодаря которой обеспечивается достижение очерченных целей при рациональном использовании имеющихся средств бюджета маркетинга. Относительная значимость каждого отдельно взятого элемента маркетинга зависит от разных факторов, таких как тип организации, вид товара, поведение потребителей.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *