Панельные исследования: виды, цели, преимущества и проблемы использования.

Автор: | 19.04.2017

Панельные исследования: виды, цели, преимущества и проблемы использования.

Панель – группа лиц/организаций, отражающая характерные черты всей совокупности (населения, страны, отрасли) которые фиксируют с определенной периодичностью информацию и предоставляют ее исследователям.

Виды панелей:

1. потребители:

— домохозяйства

— индивидуальные потребители

2. организации

— предприятия оптовой и розничной торговли

— промышленные предприятия

— финансовые организации и др.

3. отдельные личности:

— эксперты (особо компетентные потребители)

— врачи

— учителя и т.п.

Характеристика панельного исследования на примере потребительской панели:

Потребительская панель – метод сбора информации, которая характеризуется следующим:

А) постоянная выборка домохозяйств (персонально постоянная),

Б) постоянный способ сбора информации (формы – дневник, механические способы..)

С) постоянный предмет исследования.

Процедура формирования панели:

1. Определение категории населения, которая будет изучаться и анализ ее структуру (генеральная совокупность для исследования).

2. Установление размера выборки и способ/метод выборки/случайная, квотный, комбинированный

3. Исследовательские организации вступают в контакт с одним из членов каждого домохозяйства. Далее составляется договор, оговаривается вознаграждение. В домохозяйстве человек, передающий информацию, д.б. тем лицом, которое совершает покупки.

4. Каждому участнику выдается дневник/оптическое устройство, считывающее штрих коды.

 — ТМ товара,

 — Размер покупки в натуральных измерителях,

 — Цена,

 — Объем упаковки, материал,

 — Возможное наличие promotion – акций.

Фиксация покупок происходит после каждой покупки, периодически передается исследователям.

Также указывается и обновляется информация в самом домохозяйстве:

  — состав домохозяйства (количество, возраст, пол),

  — уровень образования главы домохозяйства и других членов,

  — доходы домохозяйства,

  — характеристика жилья (тип, площадь..),

  — оборудование – бытовая техника,

  — каждодневные привычки (телевизор, газеты…),

  — стиль жизни (досуг, место работы..).

Стандартная информация, предоставляемая заказчику:

1. Показатель проникновения товаров, марок, единиц. Измеряется количеством покупателей – процент домохозяйств, которые приобрели товар как мин 1 раз в течение периода.

2. Количество купленного товара – измеряется в количестве единиц (пачек, кг, л..) в виде среднего значения на 100 домохозяйств панели.

3. Доля рынка в стоимостном выражении,

4. Доля рынка ТМ или товара по отношению к категории продукта в натуральных единицах,.

5. Среднее количество купленного на одно домохозяйство,

6. Место покупки – доля покупок в разных типах т.т.

7. Анализ лояльности к маркам (норма потребления),

8. Распределение покупателей одного товара по категориям (крупные, средние, мелкие),

9. Анализ перехода от одной ТМ к др.

10. Анализ количества повторных покупок/иногда и первых, какой-либо ТМ на этапе вывода на рынок.

Преимущества панели:

— является единственным способом получения точной информации об истории покупок потребителя, об изменениях потребительских предпочтений и его закономерностях, изучаются привычки потребителей и его лояльность.

— Изучается ТВ и радио аудитория (в частности с использованием аудиометра Нильсена),

— Товарооборот

Недостатки :

– очень дорого,

— не охватывает низшие и верхние слои – представительность данных ослабевает,

эффект смертности панели – переезд в другие регионы, колебания дохода и др. движения) – приблизительно до 20 % ежегодно. 

— оплата может привлекать желающих заработать на участии в нем,

— эффект субъективности – некоторые участники панели начинают рационализировать свое потребительское поведение – сознательно или бессознательно. Например, снижение доли спонтанных покупок, планирование бюджета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *