<
Под маркетинговой средой предприятия понимают совокупность факторов, условий, сил и субъектов, действующих за пределами предприятия и влияющих на возможности руководства службы маркетинга устанавливать и поддерживать успешное сотрудничество с целевыми потребителями.
Макросреда – совокупность факторов, оказывающих влияние на мезосреду. Каждый субъект мезосреды испытывает по-своему на себе её влияние и не может управлять ею.
Основные факторы маркетинговой макросреды (федеральный уровень):
- Экономические – низкий уровень дохода населения, уровень инфляции, кризис в экономики, спад в промышленности, высокие цены, резкое расслоение на богатых и бедных;
- Демографические – низкая рождаемость, высокая смертность, перемены в семье, миграция;
- Социальные – отношение людей к труду, к государству, качеству жизни, активность покупателя;
- Природные – учитывать природные факторы при продвижении товаров к потребителю;
- Политические (политическая среда) – это госучреждения и влиятельные группы общественности, которые ограничивают свободу деятельности фирмы в рамках общества. Правовая законодательная система, защита окружающей природной среды, стандарты в области производства и потребления;
- Культурные – необходимо знать обычаи и традиции определенных сегментов рынка, национальные особенности, уровень общей культуры;
- Экологические – контроль при производстве продукции за факторами, нарушающими экологическое равновесие;
- Научно-технические – уровень научно-технического прогресса дает возможность производить новую продукцию в полной мере удовлетворяющую потребностям населения, кроме того достижения в области НТП можно использовать и в самой маркетинговой деятельности.
Мезосреда – это непосредственное окружение фирмы.
Основные факторы маркетинговой мезосреды (региональный уровень):
- Конкуренты – предприятия, выпускающие аналогичный или схожий товар (услугу);
- Контрактные аудитории – средства массовой информации, различные общественные организации, государственные учреждения;
- Поставщики – изучать ситуацию среди поставщиков с точки зрения реального положения поставщика на рынке (качество поставки сырья, поставки в срок, имидж данной фирмы на рынке);
- Посредники – торговые посредники, специалисты по организации товародвижения, кредитно-финансовые учреждения; агентства по оказанию маркетинговых услуг;
- Банки;
- Страховые компании;
- Потребители – оптовые рынки промежуточных продавцов, рынок средств производства, рынок государственных учреждений, международный рынок.