Понятие конкуренции в маркетинге.

Автор: | 12.01.2018

Ключевая роль конкуренции (competition) для функционирования рыночной экономики была обобщена еще в XVII веке Адамом Смитом в его знаменитом принципе «невидимой руки».

Под конкуренцией понимается соперничество между отдельными лицами, хозяйственными единицами на каком-либо поприще, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Этапы исследования деятельности конкурирующих предприятий:

  • Выявление действующих и потенциальных конкурентов;
  • Анализ показателей деятельности, целей и стратегии конкурентов;
  • Выявление сильных и слабых сторон деятельности конкурентов.

Основные группы конкурентов:

  • Фирмы, предлагающие аналогичный вид продукции на тех же рынках;
  • Фирмы, обслуживающие другие рынки аналогичной продукцией, выход которых на данный рынок является вероятным;
  • Фирмы, производящие товары-заменители (substitute products), способные вытеснить данный продукт на рынке.

Виды конкуренции:

  • Функциональная конкуренция – удовлетворение одинаковой потребности по-разному;
  • Видовая конкуренция – выпуск аналогичных товаров разными предприятиями или одним, но разного оформления;
  • Предметная конкуренция – выпуск идентичных товаров, различающихся лишь качеством изготовления (одинаковые по качеству);
  • Ценовая конкуренция – основана на снижении цены;
  • Неценовая конкуренция – основана на неценовых методах: предоставление большего количества услуг, продажа более качественного товара.

Стратегии конкуренции:

1.    Активная стратегия включает:

  • Стратегия расширения рынка – используется для увеличения спроса на товар путем демонстрации достоинств категорий товара, поиска новых применений товара;
  • Стратегия защиты доли рынка – лидеры защищают свою долю, превосходя конкурентов по расходам на рекламу и, обеспечивают широкое распределение своей продукции;
  • Упреждающая стратегия – предвидит приход конкурентов на рынок и препятствует этому.

2.    Стратегия реагирования включает:

  • Лобовая стратегия – вызов лидеру рынка и стремление выйти в лидеры рынка;
  • Фланговая стратегия – вызов лидеру в областях, которые в данный момент не являются объектом конкуренции;
  • Стратегия окружения – вызов лидеру на всех фронтах сразу, через краткие промежутки времени;
  • Стратегия следования за лидером – копирование его действий.

3.    Стратегии избегания (уклонения) включает:

  • Стратегия ниши – поиск рынков, которые слишком специализированы;
  • Стратегия обхода конкурентов – использование не участвующих в конкуренции товаров или выход на неконкурентные рынки;
  • Стратегия «статус-кво» – предполагает отказ от участия в конкуренции.

Конкурентное преимущество (competitive advantage) – положение предприятия на рынке, которое позволяет ему преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей.

Факторы, способствующие удерживанию конкурентного преимущества:

1.    Каков источник преимущества:

  • Преимущества низкого ранга – дешевая рабочая сила или сырье;
  • Преимущества более высокого ранга – патентованная технология, дифференциация на основе уникальных товаров (услуг), репутация;

2.    Количество имеющихся у предприятия явных источников конкурентного производства;

3.    Постоянная модернизация производства и других видов деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *