Ключевая роль конкуренции (competition) для функционирования рыночной экономики была обобщена еще в XVII веке Адамом Смитом в его знаменитом принципе «невидимой руки».
Под конкуренцией понимается соперничество между отдельными лицами, хозяйственными единицами на каком-либо поприще, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
Этапы исследования деятельности конкурирующих предприятий:
- Выявление действующих и потенциальных конкурентов;
- Анализ показателей деятельности, целей и стратегии конкурентов;
- Выявление сильных и слабых сторон деятельности конкурентов.
Основные группы конкурентов:
- Фирмы, предлагающие аналогичный вид продукции на тех же рынках;
- Фирмы, обслуживающие другие рынки аналогичной продукцией, выход которых на данный рынок является вероятным;
- Фирмы, производящие товары-заменители (substitute products), способные вытеснить данный продукт на рынке.
Виды конкуренции:
- Функциональная конкуренция – удовлетворение одинаковой потребности по-разному;
- Видовая конкуренция – выпуск аналогичных товаров разными предприятиями или одним, но разного оформления;
- Предметная конкуренция – выпуск идентичных товаров, различающихся лишь качеством изготовления (одинаковые по качеству);
- Ценовая конкуренция – основана на снижении цены;
- Неценовая конкуренция – основана на неценовых методах: предоставление большего количества услуг, продажа более качественного товара.
Стратегии конкуренции:
1. Активная стратегия включает:
- Стратегия расширения рынка – используется для увеличения спроса на товар путем демонстрации достоинств категорий товара, поиска новых применений товара;
- Стратегия защиты доли рынка – лидеры защищают свою долю, превосходя конкурентов по расходам на рекламу и, обеспечивают широкое распределение своей продукции;
- Упреждающая стратегия – предвидит приход конкурентов на рынок и препятствует этому.
2. Стратегия реагирования включает:
- Лобовая стратегия – вызов лидеру рынка и стремление выйти в лидеры рынка;
- Фланговая стратегия – вызов лидеру в областях, которые в данный момент не являются объектом конкуренции;
- Стратегия окружения – вызов лидеру на всех фронтах сразу, через краткие промежутки времени;
- Стратегия следования за лидером – копирование его действий.
3. Стратегии избегания (уклонения) включает:
- Стратегия ниши – поиск рынков, которые слишком специализированы;
- Стратегия обхода конкурентов – использование не участвующих в конкуренции товаров или выход на неконкурентные рынки;
- Стратегия «статус-кво» – предполагает отказ от участия в конкуренции.
Конкурентное преимущество (competitive advantage) – положение предприятия на рынке, которое позволяет ему преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей.
Факторы, способствующие удерживанию конкурентного преимущества:
1. Каков источник преимущества:
- Преимущества низкого ранга – дешевая рабочая сила или сырье;
- Преимущества более высокого ранга – патентованная технология, дифференциация на основе уникальных товаров (услуг), репутация;
2. Количество имеющихся у предприятия явных источников конкурентного производства;
3. Постоянная модернизация производства и других видов деятельности.