В зависимости от поставленных целей и средств их достижения можно выделить несколько видов рыночных стратегий: * Стратегия завоевания или расширения доли рынка – выпуск и внедрение на рынок новой продукции, формирование новых потребностей у потребителей, проникновение в новые сферы применения продукции; расширение доли традиционной продукции за счет ухода конкурента. Структура рынка, определяемая долей рынка отдельных фирм, подвергается изменениям в связи с появлением на рынке мелких и средних фирм-новаторов, торговых посредников, которые предлагают импортные товары, товары-заменители и т.п.
Стратегия инноваций – создание изделий, не имеющих аналогов. Необходимо НИОКР и широкая опытно-производственная база.
Стратегия дифференциации продукции – модификация и усовершенствование традиционных изделий, которые могут вызвать новые потребности или новые сферы использования. Эффективность дифференциации продукции непосредственно связана с относительно невысокими затратами.
Стратегия снижения издержек производства – ценовое соперничество, предполагающее внесение таких новшеств, которые обеспечат реализацию продукции по повышенным ценам. Требуется внедрение экономического оборудования и технологий, установление контроля над затратами.
Стратегия выжидания – воздержание от внедрения продукта на рынок, а изучение действий конкурентов. Но в короткие сроки необходимо развернуть массовое производство и сбыт, что может позволить себе только очень крупная фирма.
Стратегия индивидуализации потребителя – для производителей оборудования производственного назначения, где можно ориентироваться на индивидуальные заказы покупателей. Рыночная стратегия.
Стратегия выбора структуры рынка сбыта продукции: Моносегментный рынок сбыта — Доминантно-сегментный рынок сбыта — Полисегментный рынок сбыта — Смена типа структуры рынка сбыта продукции.
Стратегия рыночной экспансии: — Расширение охватываемого сектора товарного рынка — Сокращение сектора рынка — Сохранение сектора рынка.
Стратегия рыночной конкуренции на товарном рынке: — Концентрация усилий на завоевании потребителя — Концентрация усилий на рекламе продукции — Концентрация усилий на отношениях с конкурентами. Стратегия ценообразования: — Ценообразование на базе уровня издержек · Ценообразование на базе индивидуальных издержек на данную продукцию · Ценообразование на базе издержек производства. — Ценообразование на базе уровня спроса: · Ценовое лидерство · Ценообразование по принципу «гонки за лидером» · Минимизация цен · Компенсационное ценообразование.