Виды потребительского спроса

Автор: | 25.08.2016

Виды потребительского спроса

Потребительский спрос — спрос населения на товары и услуги. Спрос бывает: отрицательный, отсутствующий, скрытый, падающий, нерегулярный, полноценный, чрезмерный, нерациональный. Отрицательный спрос вызван негативным отношением покупателей к товару или услуге. Большей части рынка продукция не нравится. Задача маркетинга в этих условиях сводится к анализу потребительского неприятия, возможности изменить негативное отношение к товару посредством его переделки, снижения цен и более активного стимулирования в рамках маркетинговой программы. Отсутствие спроса имеет место, когда потребители не интересуются продукцией, она им безразлична.

Задача маркетинга — отыскать способы увязки присущих товару выгод с естественными потребностями и интересами человека. Скрытый спрос — потребность, которая не удовлетворяется ни одним из существующих на рынке товаров (спрос на безвредные сигареты и более экономичные автомобили). Задача маркетинга — оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос. При падающем спросе потребность в продукции снижается. Задача — проанализировать причины падения спроса и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем развития новых целевых рынков, изменения характеристик товара и т.п. Нерегулярный спрос — колебания на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе: часы пик на транспорте, перегрузка музеев в выходные дни. Задача маркетинга — найти способ сгладить колебания с помощью гибких цен, мер стимулирования и других приемов побуждения. Полноценный спрос — идеал — потребность в продукции равна производственным возможностям. Организация полностью удовлетворена своим торговым оборотом. Задача маркетинга — поддержать существующий уровень спроса. Чрезмерный спрос — потребность в продукции превосходит производственные возможности. В этом случае применяется демаркетинг — находятся способы временного или постоянного снижения спроса, но ни в коем случае его ликвидации. При нерациональном спросе потребитель начинает отдавать предпочтение вредным для здоровья товарам и услугам: сигаретам, алкоголю, наркотикам. Задача маркетинга убедить потребителя отказаться от вредных привычек.

В зависимости от степени удовлетворения различают реализованный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос. Реализованный спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, израсходованных на  покупку товаров. Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах служит розничный товарооборот. Прямых показателей неудовлетворенного  спроса не существует. Косвенными его показателями могут быть: прирост сбережений и остатка денежных средств на руках у населения, заметное повышение цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров в торговой сети и на складах производителей. В зависимости от дифференциации ассортимента товаров или агрегированности представителей спроса различают макроспрос и микроспрос. макроспрос также имеет структуру, которая представляет собой объем спроса  на отдельные группы товаров (услуг), входящих в объединенные группы. Микроспрос — это спрос на конкретный вид товара (с точки зрения классиффикации товара), спрос отдельных групп потребителей, а также предприятий и небольших территориальных единиц(с точки зрения объекта). Объем и структуру микроспроса определяет состав и характер потребителей. Микроспрос, предъявляемый покупателями на предприятиях, имеет множество разновидностей. Он может быть сгруппирован в отдельные группы по различным признакам: периодичность возникновения спроса: повседневный периодический эпизодический импульсивный; степень удовлетворения спроса: действительный (потенциальный)  реализованный неудовлетворенный. степень подвижности спроса: базовый мобильный; намерения покупателей: четко сформулированный спрос (твердо сформулированный) альтернативный спрос. характер спроса: первичный (начальный) на замену дополнительный. степень интенсивности спроса: формирующийся интенсивный стабилизировавшийся угасающий отрицательный. месторасположение предприятия: зона проявления максимального микроспроса на товары иуслуги зона проявления повышенного микроспроса зона проявления среднего микроспроса зона проявления пониженного микроспроса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *