В настоящее время существует множество различных определений маркетинга:
· маркетинг — это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена;
· маркетинг — это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары и услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена;
· маркетинг — виды деятельности, направленные на выявление и удовлетворение потребностей и желаний потребителей посредством процесса обмена;
· маркетинг — система управления, регулирования и изучения рынка.
Каждое определение по-своему расставляет акцент: на цели, на условия или принципы маркетинга.
Американская ассоциация маркетинга (АМА) дает следующее определение маркетинга:
· маркетинг — это процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализация идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.
В определении АМА можно выделить четыре аспекта:
1. Метод удовлетворения спроса (обмен, т.е. торговля).
2. Действие менеджмента (предвидение, определение целей и планирование, удовлетворение спроса).
3. Совокупность управляемых инструментов маркетинговой деятельности (продукт (замысел), цена, распределение (реализация) и продвижение).
4. Предметы и объекты, при помощи которых удовлетворяется спрос и достигаются цели (товары, услуги, идеи, организации, люди, территории).
Какого бы определения маркетинга мы не придерживались, но его ключевыми терминами всегда остаются потребность и спрос, предъявляемые потребителями на рынке.
· потребность — нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида;
· спрос — потребности человека, подкрепленные его покупательной способностью.
Нужда (ощущаемый человеком недостаток в чем-то жизненно необходимом) порождает потребность, которая находит реальное выражение в спросе. Он, в свою очередь, удовлетворяется посредством обмена денег на необходимый товар. Таким образом, спрос возникает на рынке товаров и услуг, и именно рынок является главным объектом маркетинга. Маркетинг компании добивается поставленных целей оптимизации прибыли посредством изучения рынка и его регулирования на основе полученных о нем знаний.
Рынок — это не просто место встречи покупателя и продавца (они могут «встретиться» и виртуально), это система отношений купли-продажи, подверженная как регулированию, так и саморегулированию.
Исходя из исторических этапов развития классического маркетинга, выделяют несколько концептуальных подходов к его организации:
· производственная концепция (до начала 1930-х гг.);
· сбытовая концепция (до начала 1950-х гг.);
· товарная концепция (до начала 1970-х гг.);
· потребительская концепция (до конца 1970-х гг.);
· социально-этическая концепция (1980-е годы).