Для построения профиля экономической ситуации используется экспресс-метод, при котором выделяются определенные признаки, являющиеся характеристиками рынка. Каждый из этих признаков может быть достаточно точно измерен количественно, однако это требует больших затрат времени и средств. Кроме того, на предварительной стадии потребуется высокая точность, поэтому методика построена по принципу критерия выгодности ситуации для продвижения товара за определенный период времени. На предварительном этапе выделяют следующие.
Характеристики рынка |
Шкала оценок |
||||||||
Неблагоприятно |
Удовлетворительно |
Благоприятно |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
1. Деловая активность |
Снижается |
Стабилизируется |
Возрастает |
||||||
2. Уровень цен |
Снижается |
Стабильный |
Растет |
||||||
3. Насыщенность рынка |
Насыщенный |
Структурные изменения |
Дефицитный |
||||||
4. Качество продукции |
Высокие требования к качеству |
Средний уровень качества |
Ажиотажный спрос |
||||||
5. Ассортимент товара |
Широкий ассортимент |
— |
Выпуск основной группы товаров |
||||||
6. Конкуренция |
Наличие фирмы-лидера |
Много небольших фирм |
|||||||
7. Развитость коммуникаций |
Высокая подготовленность и информированность населения |
Замкнутость и изолированность населения |
|||||||
8. Уровень жизни населения |
Низкий |
Высокий |
|||||||
9. Развитость правового регулирования экономики |
Слабо развито, произвол чиновников |
Четкое хозяйственное законодательство |
|||||||
10.Совпадение культурных и национальных традиций |
Большое расхождение |
Совпадение |
|||||||
Средняя оценка |
|||||||||
Оценка целесообразности выхода на рынок |
Нежелательно |
Большой риск |
Возможность успеха |
||||||
Определив значение оценок по каждому параметру, суммируем полученные оценки и сумму делим на 10. Полученная средняя оценка определяет индекс, на основании которого необходимо принимать решение о перспективности этого рынка для вашей продукции. Соединив пространственные оценки по каждому параметру линиями, получим профиль экономической ситуации на данном рынке. Оценочные листы по рынкам с оценкой возможного успеха принимаются к дальнейшей проработке.