С древних времен рынок определяется как место торговли товарами. Предпосылками его возникновения является общественное разделение труда и частная собственность на продукты труда. Условием существования рынка является необходимость обмена результатами труда между хозяйствующими субъектами.
Различают следующие типы рынков:
- Свободный рынок – он характеризуется свободой выбора товара при покупке, свободой выбора места и формы продажи, свободой ценообразования, свободой поведения субъекта рынка. Субъектами рынка выступают юридические лица, т.е. предприятия, фирмы, компании, и физические лица, т.е. лица, имеющие собственность.
- Стихийный рынок – характеризуется неограниченной свободой его контрагентов.
- Организованный рынок – это цивилизованный рынок, на котором поведение контрагентов ограничено рамками дозволенного. Формами организованного рынка выступают: оптовая и розничная торговля, биржи, аукционы.
Различают 4 модели цивилизованного рынка:
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ |
М О Д Е Л И |
Р Ы Н К А |
||
Свободная конкуренция |
Монопольная конкуренция |
Чистая монополия |
Олигополия |
|
1. Число предприятий на рынке |
очень много |
много |
одно |
несколько |
2. Тип товара |
стандартизированный |
дифференцированный |
уникальный |
любой |
3. Контроль за ценой |
отсутствует |
в узких рамках |
значительный |
ограниченный |
4. Условия вступления в отрасль |
легкие |
сравнительно легкие |
блокированные |
наличие барьеров |
Сх. 6. Характеристика моделей рынка
Пример: На двух рынках города N две фирмы торгуют аналогичным потребительским товаром. На 1-м рынке каждая из фирм имеет одинаковую долю продаж, равную 50% емкости рынка, на 2-м рынке доли продаж этих фирм составляют соответственно 70% и 30%. Какой рынок более монополизирован?
Рынок – это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и услуг.