В маркетинге основными объектами внимания, изучения и, если возможно, управления являются нужды и потребности, запросы, товары, обмен, сделка и рынок, спрос.
Нужда – чувство нехватки чего-либо, исходящей от природы человека.
Потребность — нужда, которая приняла специфическую форму в зависимости от культурного облика и личности человека.
Маркетолог не создает нужду, но может сформировать потребность. Потребности людей могут быть безграничны, ресурсы для их удовлетворения ограничены. Потребность имеет две стороны: объективную (материальное благо) и субъективную (сознание). Отребности объективны, поскольку материальные и духовные блага и услуги создаются в процессе производства. В то же время потребности субъективны, поскольку осознаются человеком и в его сознании принимают специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личными качествами индивида.
Потребность людей делятся на несколько видов:
— индивидуальная (частная, в каком-то конкретном благе или его разновидности);
— общая (необходимость в совокупности материальных и духовных благ и услуг, обеспечивающих определенный процесс жизнедеятельности);
— необходимая (более низший уровень общественных потребностей, т.е. потребность которую позволяет удовлетворить в каждый данный момент времени производство и социальные условия p.s. более высший уровень – это абсолютная потребительская сила общества, т.е. потребности не ограничиваемые достигнутыми экономическими и социальными условиями);
— действительная (потребности, которые человек может удовлетворить сам или по средствам другого);
— неудовлетворяемые (эти потребности человек не может реализовать либо из-за неплатежеспособности, либо из-за отсутствия средств удовлетворения потребностей);
— абсолютная (общечеловеческая потребность в благах или услугах, производимых мировым сообществом; содержат элементы неудовлетворенных).
Запрос – потребность, подкрепленная покупательской способностью.
Запросы потребителей складываются в спрос.
Спрос – совокупность неудовлетворенных потребностей. С точки зрения потребностей спрос бывает трех видов: покупательский спрос на товары и услуги первой необходимости, не первой необходимости и на новые товары и услуги.
Товар с точки зрения маркетинга – все то, что предлагается на рынке и может удовлетворить потребности или нужду.
Товарный ассортимент выборы – совокупность товаров, способных удовлетворить определенную потребность.
Понятие »товар» не ограничивается физическими объектами. Товаром называется все то, что способно оказать услугу, т.е. удовлетворить нужду.
Услуга – это любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой. Услуги в отличие от товаров, характеризуются неосязаемостью, неразрывностью производства и потребления, непостоянством качества, неспособностью к хранению.
Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена.
Обмен – акт получения от какого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Обмен – один из четырех способов, посредством которых отдельные лица могут получить желаемый объект. Эти способы следующие: самообеспечение, отъем, попрошайничество, обмен.
В процессе становления централизованного обмена появилось понятие »рынок», где встречаются люди по поводу обмена.
Основной единицей измерения обмена в сфере маркетинга является сделка.
Сделка – коммерческий обмен ценностями в виде устного или письменного договора двух или нескольких экономических субъектов о проведение некоторых действий, связанных с различными формами экономического и торгового взаимодействия. Это понятие непосредственно приводит к понятию »рынок».
Рынок – это совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров.
Современная экономика состоит из множества рынков. На рисунке 1 показаны пять основных рынков и связи между ними.
Рисунок 1 Структура обмена в современной экономике