Система маркетинговой деятельности состоит из 4-х блоков и показана на рисунке 3:
1 – исследование и прогнозирование рынка
2 — разработка комплекса маркетинга
3 – реализация маркетинговых стратегий и мероприятий
4 – управление маркетинговой деятельностью на предприятии
Исследование и прогнозирование рынка
Реализация маркетинговых стратегий и мероприятий
Управление маркетинговой деятельностью на предприятии
Разработка комплекса маркетинга |
Рисунок 3 Схема системы маркетинговой деятельности
1 блок – исследуется и прогнозируется рынок как таковой (емкость рынка, доля рынка, конъюнктура рынка (соотношение спроса и предложения), сегментирование рынка, потребители), вкусы и предпочтения, схема покупательного поведения, конкуренты, необходимо провести оценку конкурентоспособности предприятий, посредники, юристы, поставщики, контактные аудитории (СМИ, государственные и общественные организации, национальные общины и прочее), доминирующие факторы макросреды предприятия.
2 блок – маркетинговая структура, маркетинговая смесь – 5Р МакКарти, (Р- люди, Р- товар, Р – цена, Р- распространение, сбыт, Р — продвижение), торговые работники, потребители, рассмотрим подробнее все 5Р:
Люди – подбор грамотных специалистов в компании, оценки их деятельности, мотивация, торговля, взаимодействие с производителями товара, потребители.
Товар — упаковка, маркировка, товарная марка, формирование товарного ассортимента.
Цена – разработка ценовой политики, стратегия ценообразования, тактические мероприятия (скидки, льготы, распродажа и др.)
Сбыт — выбор и оценка эффективности каналов сбыта.
Продвижение – реклама, стимулирование сбыта (лотереи, лото) РR (паблик рилейшинс) – отношение с общественностью, личная продажа.
Маркетинг наиболее целесообразен и эффективен при условии:
1) развитый рынок с изобилием товаров и конкуренции;
2) свобода товаропроизводителей;
3) подготавливать хозяйственных руководителей и специалистов маркетологов;
4) отлаженная, централизованная система сбора различной информации и доступность ее;
5) наличие специалистов организаций, способных оказать помощь в проведении маркетинговых мероприятий.
Основные функции маркетинга
- Аналитическая (исследовательская) изучение рынка, потребителей, фирменной структуры рынка, товарной структуры рынка, анализ внутренней среды предприятия, анализ доминирующих факторов внешней среды.
- Производственная функция — разработка рекомендаций по производству новых товаров и модификации старых, управление качеством и конкурентоспособностью товара, разработка рекомендаций для служб материально-технического снабжения.
- Сбытовая функция — организация системы товародвижения, организация сервисного обслуживания, организация продвижения товара, проведение товарной и ценовой политики.
- Управленческие функции – организация стратегического и оперативного планирования, информационное обеспечение маркетинга, организация контроля.
Принципы маркетинга – это основные исходные положения теории и практики маркетинга, направленные на формирование убеждений и взглядов всех участников маркетингового процесса.
1) Нацеленность организации на четко сформулированный коммерческий результат
2) Концентрация исследовательских, сбытовых усилий на решающих направлениях маркетинговой деятельности.
3) Стратегический подход к развитию организации и ее деятельности.
4) Необходимо знать рынок, всесторонне изучать состояние и динамику потребительского спроса.
5) Необходимо приспосабливать производство к требованиям потребителя
6) Необходимо воздействовать на рынок в целях формирования спроса.
7) Необходимо развивать, поощрять инициативу при решении проблем маркетинга.
8) Организовывать доставку товара в нужное место и нужное время
9) Обеспечить целевое управление процессом: разработка — производство – реализация — сервис
10) Необходимо выходить на рынок с новой продукцией
11) Необходимо производить сегментацию
12) Завоевывать рынок конкурентоспособными товарами.
13) Оказывать содействие маркетинговым посредникам.
14) Необходимо изучать конкурентов
15) Правильно выбирать цели и стратегию маркетинга.