Упаковка — тара, оболочка, вместилище для товарной единицы, является неотъемлемой её принадлежностью при осуществлении сделки. Упаковка — деятельность по созданию упаковок товарных единиц и создания дополнительных преимуществ и выгод для потребителя.
Функции упаковки товарной единицы:
1. Сохранение полезных свойств товарной единицы при хранении и перемещении её от изготовителя к потребителю.
2. Обеспечение удобства обращения с товарной единицей.
3. Облегчение идентификации товара.
4. Упрощение для потребителя поиска, выбора и приобретения товарной единицы.
5. Выполнение роли носителя рекламных обращений.
6. Выполнение роли носителя необходимых для потребителя сведений о товаре.
7. Формирование и поддержка имиджа и репутации товара.
Требования к упаковке для поддержки маркетингового обеспечения данного товара:
1.Обеспечение привлечения внимания потребителя.
2.Осуществление рекламного воздействия на потребителя.
3.Соответствие коммуникативному имиджу товара.
4.Выполнение целевых функций: сохранение, обращение и транспортировка.
5.Отражение конкурентоспособности товара.
6.Обеспечение функционирования использования товара.
С точки зрения маркетинговой деятельности, упаковка облегчает выбор, процесс заключения сделки, функциональное использование товара и служит одним из наиболее сильных аттракторов в формировании имиджа товара.
Маркировка — текстовый элемент, предназначенный для чтения и включающий в себя профессиональные идеограммы. Носителем маркировки является этикетка.
Маркетинговые функции маркировки:
1. Идентификация товара и его товарной марки.
2. Сообщение потребителю о свойствах и качествах товара.
3. Сообщение потребителю о способах и условиях использования товара.
4. Привлечение внимания к товару (когда эту функцию нельзя обеспечить упаковкой).
5. Размещение элементов, облегчающих осуществление сделки.
Сервис и обслуживание потребителей товаров — этот маркетинговый атрибут присущ, в отличие от предыдущих, не одной товарной единице, но всей совокупности товарных единиц, входящих в товарное предложение.
Сервис — компонент 3-го маркетингового слоя товаров и предназначен для создания дополнительных ценностей и выгод покупателям товаров, повышение восприятия товарного предложения потребителем и поддержания имиджа и репутации товарного предложения.
Основная задача сервиса и обслуживания как маркетингового атрибута — поддержать повторные покупки долгосрочно используемых товаров.
Классификация видов обслуживания:
1. Собственно содержание — техническое обслуживание:
- до совершения сделки: а) сборка; б) комплектование; в) тестирование; г) опробование; д) демонстрация;
- после совершения сделки: а) монтаж; б) установка; в) настройка и наладка; г) ремонт и профилактика; д) поставка комплектующих, запчастей и расходных материалов.
2. Торговое обслуживание:
- до совершения сделки: а) демонстрация и опробование; б) предоставление образцов и пробников; в) советы и консультации потребителям; г) уменьшение затрат потребителя на поиск и выбор товаров; д) предварительные заказы; е) предоставление каталогов и справочных информационных материалов.
- после совершения сделки: а) доставка; б) упаковка; в) проверка и опробование; г) обучение пользователей.
3. Информационное обслуживание:
- до совершения сделки: а) предоставление сведений потребителю о характеристиках, свойствах, качестве и месте производства товара; б) предоставление инструкций к товару и сопровождающей документации; в) информирование обо всех видах обслуживания;
- после совершения сделки: а) бесплатное предоставление сведений о расширении возможностей товара; б) обновление программного обеспечения; в) информирование потребителя о новых товарах, услугах и видах обслуживания.
4. Гарантийное обслуживание включает услуги и действия, позволяющие в течение определённого срока после покупки поддерживать и восстанавливать возможность эксплуатации товаров по назначению. В зависимости от типа гарантийного обслуживание может все предыдущее (1, 2, 3). В зависимости от того, какие выгоды и преимущества для потребителей предприниматель хочет включить в своё товарное предложение, определяется включение стоимости сервиса в цену сделки с покупателем. В этом случае обслуживание является существенным компонентом товарного предложения (особенно для технически сложных товаров).