Методы оценки относительной конкурентоспособности применяются при сравнении данного товара с товаром-аналогом. Включают в себя определение нормального индекса, индекса потребительских качеств, индекса экономичности, суммирующего индекса.
1)Определение нормального индекса (соответствие требованиям стандартов и регламентаций):
— количество таких требований;
— 1, если соответствует, 0, если не соответствует;
.
2)Индекс потребительских качеств:
— оценка нашего товара по i-тому качеству;
— оценка конкурирующего товара;
— важно для потребителя i-того качества;
.
3)Индекс экономичности:
отношение стоимости потребления нашего товара к стоимости потребления у конкурента.
4)Суммирующий индекс:
. Если
, то наш товар лучше.
Метод оценки абсолютной конкурентоспособности.
1)Определяется перечень качеств, важных для потребителя и общих для всех конкурентных товаров.
2)Определяется относительная важность каждого качеств (
), причем
(100%).
3)Разрабатывается шкала оценки каждого качества.
4)Расставляются оценки качеств для каждого товара по каждому качеству (
), цена — одно из качеств.
5)
.
6)Проводим сравнение конкурентоспособности.
Метод оценки имманентной конкурентоспособности применяется для технически сложных товаров. Достоинство — можно применять как для массовых, так и для уникальных товаров, причём не возникает вопроса расстановки оценок важности свойств.