Еще одной важной формой коммуникации в маркетинге является паблик рилейшнз — понятие, имеющее около 500 различных определений, трактовок, толкований. Основными из них являются:
— планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью;
— искусство и наука анализа тенденций, составления прогнозов и осуществления на этой основе программ действий в интересах, как организации, так и общественности;
— функция управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью;
— искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности, и т.д.;
— система связей с общественностью и т.д.
Следует помнить, что какое бы определение не давали паблик рилейшнз, основной задачей этой деятельности является создание и поддержание благоприятного имиджа фирмы.
Несмотря на то, что содержание паблик рилейшнз понимают по-разному, следует выделить следующие основные составляющие этой деятельности:
— пропаганда;
— спонсорство;
— создание фирменного стиля.
Пропаганда (или «паблисити») занимает, пожалуй, самое значительное место в системе паблик рилейшнз. По существу, это неоплачиваемое стимулирование спроса на товар, услугу или фирму с помощью распространения о них важных сведений во всех средствах распространения информации, доступных для чтения, просмотра или прослушивания потенциальными или актуальными клиентами фирмы. При этом содержание и время появления такой информации не могут контролироваться фирмой.
Спонсорство (или спонсоринг) — это деятельность по предоставлению фирмой финансовых средств отдельным лицам или организациям, занятым в сфере спорта, культуры, здравоохранения, образования и т.д., для достижения ею поставленных целей в области маркетинга. По существу, спонсорство — это один из приемов рекламы, используемый для того, чтобы связать фирму-спонсора, ее товар и марку со спортивным или культурным событием в сознании широкой публики.
Создание фирменного стиля является важной частью работы в области паблик рилейшнз.
Понятие фирменного стиля, как правило, включает:
• товарный знак, т.е. зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одной фирмы от изделий других фирм; товарный знак называют фирменным знаком, если он совпадаете отличительным элементом фирменного наименования предприятия;
• логотип, т.е. специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы или группы товаров фирмы;
• фирменный блок, т.е. объединенные в композицию знак и логотип, а также разного рода поясняющие надписи;
• фирменный лозунг (слоган), выражающий техническое и коммерческое кредо предприятия;
• фирменный цвет (или цвета);
• фирменный комплект шрифтов;
• фирменные константы (формат, система верстки текста и иллюстраций) и т.д.