Для маркетинга характерны следующие основополагающие принципы.
1. Глубокое и всестороннее исследование рынка
Анализу подлежат емкость рынка (определяется объемом (в физических единицах или стоимостном выражении) реализуемых на нем товаров обычно в течение года), система ценообразования, ЖЦТ, особенности методов работы фирм-конкурентов, оценка собственного положения на рынке сбыта и др. (доля рынка, конкурентоспособность).
2. Формирование целей сбыта продукции на внешнем и внутреннем рынках
Анализ общеэкономической ситуации, политических, культурных, демографических, технологических факторов, влияющих на маркетинговую деятельность и на этой основе определение целей сбыта. Целями сбыта могут быть: выход на новые рынки сбыта, выбор новых целевых сегментов рынка, увеличение или сокращение объемов продаж, разработка новой пионерной продукции и т.д.
3. Разработка стратегии и тактики фирмы
Определение методов и средств достижения поставленных целей, выработка товарной, ценовой, сбытовой, рекламной и иных стратегий.
4. Сегментация рынка
Предприятие должно выявить для себя наиболее соответствующий своему профилю и возможностям сегмент рынка, т.е. конкретную группу потребителей, обладающих сходными признаками и характеризующихся общими чертами в уровне и характере потребления, проявляющих одинаковую реакцию на товары фирмы. В отношении наиболее перспективных и привлекательных сегментов рынка и будет проводиться интенсивная исследовательская работа и деятельность по продвижению товаров.
5. Адаптация к условиям меняющейся рыночной конъюнктуры
предполагает адаптивность и мобильность управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия в зависимости от меняющихся требований рынка и конкретных запросов конечных потребителей, эластичности спроса и предложения как по цене, так и по другим условиям.
1. Инновация – подразумевает постоянное совершенствование, модифицирование и обновление товара, создание нового товара, разработку новых технологий, внедрение новых форм и методов выхода на новые рынки, определение новых каналов товародвижения, введение новизны в систему стимулирования сбыта.
2. Формирование спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС) — создание "образа" товара в сознании покупателя с помощью мероприятий паблик рилейшнз, рекламы.
8. Планирование — этот принцип предполагает построение маркетинговых программ, основанных на рыночных и конъюнктурных прогнозах, разработку планов производства продукции, планов сбыта, планирование расходов и доходов, разработку маркетингового бюджета и рекламного бюджета.
Функции маркетинга подразделяются на четыре блока:
1) Исследовательская функция (аналитическая):
— исследование рынка;
— изучение потребителей;
— изучение фирменной структуры;
— изучение товарной структуры;
— анализ внутренней среды предприятия;
2) Производственная функция:
— организация производства новых товаров, разработка новых технологий;
— организация материально-технического обеспечения;
— контроль качества готовой продукции и конкурентоспособности;
3) Сбытовая функция:
— организация системы товародвижения;
— организация сервиса;
— организация системы ФОССТИС;
— проведение целенаправленной товарной политики;
4) Управленческая и контрольная функция:
— организация стратегического и оперативного планирования на предприятии;
— обеспечение маркетингового контроля;
— организация (создание) на предприятии системы коммуникации;
— обеспечение обратной связи, проведение ситуационного анализа.