Модель покупательского поведения на потребительском рынке. Характеристика покупателя на потребительском рынке

Автор: | 12.04.2017

 Потребительский рынок – отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.  

Модель покупательского поведения

     Основной вопрос: как именно реагируют потребители на разные побудительные приемы  маркетинга, которые фирма может применить? Фирма по-настоящему разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламу, будет иметь огромное преимущество перед конкурентами.

Отправной точкой усилий по изучению побудительных факторов маркетинга и ответной реакции потребителей является простая модель покупательского поведения.

 

Модель покупательского поведения на потребительском рынке. Характеристика покупателя на потребительском рынке Модель покупательского поведения на потребительском рынке. Характеристика покупателя на потребительском рынке Модель покупательского поведения на потребительском рынке. Характеристика покупателя на потребительском рынке   

Модель покупательского поведения на потребительском рынке. Характеристика покупателя на потребительском рынке Модель покупательского поведения на потребительском рынке. Характеристика покупателя на потребительском рынке Модель покупательского поведения на потребительском рынке. Характеристика покупателя на потребительском рынке

Кто именно покупает?

Как …………………?

Когда ……………….?

Где ………………….?

          Почему ……………..?

Задача деятеля рынка — понять, что происходит в "черном ящике" сознания потребителя между поступлением раздражителей и проявлением откликов.

Развернутая модель покупательского поведения

Побуди-тельные факторы  марке-тинга

Прочие раздра-жители

Товар

Цена

Методы распространения

Стимули-рование сбыта

Экономи-ческие

Научно-техниче-ские

Полити-ческие

Культур-ные

 «Черный ящик» сознания покупателя

Характе-ристики покупа-теля

Процесс принятия решения покупа-телем

Ответные реакции покупателя

Выбор товаров

Выбор марки

Выбор дилера

Выбор времени покупки

Выбор объекта покупки

Социальные факторы

Референтные группы

Семья

Роли и статусы

Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение

Факторы культурного порядка

Культура

Субкультура

Социальное положение

Модель покупательского поведения на потребительском рынке. Характеристика покупателя на потребительском рынке
Модель покупательского поведения на потребительском рынке. Характеристика покупателя на потребительском рынке Модель покупательского поведения на потребительском рынке. Характеристика покупателя на потребительском рынке

 

Личностные факторы

  • Возраст и этап жизненного цикла семьи
  • Род занятий
  • Экономическое положение
  • Образ жизни
  • Тип личности и представление о самом себе

Психологические факторы

Мотивация

Восприятие

Усвоение

Убеждения и отношения

Факторы культурного порядка

Культура определяет потребности и поведение человека. Человеческое поведение – вещь в основном приобретенная. Ребенок усваивает базовый набор ценностей, восприятий, предпочтений, манер и поступков, характерных для его семьи и основных институтов общества.

         Субкультура. Любая культура включает в себя более мелкие составляющие, или субкультуры, которые   предоставляют своим членам возможность более конкретного отождествления и общения с себе подобными. Отдельные субкультуры со своими специфическими предпочтениями и запретами представляют собой религиозные группы, или, например, четко выделяющимися культурными склонностями и отношениями характеризуются расовые группы.

         Социальное положение. Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы, которые мы определяем следующим образом.

         Общественные классы — сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения.

         Социологи выделяют в США шесть общественных классов. Общественным классам присущи несколько характеристик:

1)     лица, принадлежащие к одному и тому же классу, склонны вести себя почти одинаково;

2)     в зависимости от принадлежности к тому или иному классу люди занимают более высокое или более низкое положение в обществе;

3)     общественный класс определяется на основе занятий, доходов, богатства, образования, ценностной ориентации;

4)     индивиды могут переходить в более высокий класс или опускаться в один из нижних классов.

Целевой общественный класс предполагает определенный тип магазина, в котором должен продаваться товар, выбор определенных средств распространения информации для его рекламы и определенного типа рекламных обращений.

Факторы социального порядка

Референтные группы – группы, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на  отношения или поведение человека. Это семья, друзья, соседи и коллеги по работе.

Семья. Семья наставляющая состоит из родителей индивида. От них человек получает наставления о религии, политике, экономике, честолюбии, самоуважении, любви.

Более непосредственное влияние на повседневное покупательское поведение оказывает порожденная семья индивида, т.е. его супруг и дети, жена традиционно выступает в качестве главного закупщика для семьи продуктов питания, хозяйственных мелочей и основных предметов одежды. В отношении дорогостоящих товаров и услуг муж и жена обычно принимают совместное решение.

Личностные факторы

Возраст и этап жизненного цикла семьи. С возрастом происходят изменения в ассортименте и номенклатуре приобретаемых людьми товаров и услуг. В первые годы человеку нужны продукты для детского питания. В годы взросления и зрелости он питается самыми разнообразными продуктами, в пожилом возрасте — специальными диетическими.

Характер потребления зависит и от этапа жизненного цикла семьи. Существует девять этапов жизненного цикла и покупательского поведения семьи:

1.              Этап холостой жизни, молодые одиночки, живущие отдельно от родителей.

2.              Молодожены без детей.

3.              «Полное гнездо», первая стадия: младшему ребенку менее 6 лет.

4.              «Полное гнездо», вторая стадия: младшему ребенку 6 или более лет.

5.              «Полное гнездо», третья стадия: пожилые супруги с детьми, находящимися на их попечении.

6.              «Пустое гнездо», первая стадия: пожилые супруги, дети которых уже живут отдельно, глава семьи работает.

7.              «Пустое гнездо», вторая стадия: пожилые супруги, дети которых живут отдельно, глава семьи на пенсии.

8.              Вдовствующее лицо, работает.

9.              Вдовствующее лицо на пенсии.

Образ жизни – устоявшиеся формы бытия человека в мире, находящие свое выражение в его деятельности, интересах и убеждениях.

Тип личности – совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающих относительные последовательность и постоянство его ответных реакций на окружающую среду.

Тип личности обычно описывают на основании таких присущих индивиду черт как:

  • уверенность в себе;
  • влиятельность;
  • независимость;
  • непостоянство;
  • почтительность;
  • властолюбие;
  • общительность;
  • настороженность;
  • привязанность;
  • агрессивность;
  • выдержанность;
  • стремление к успеху;
  • любовь к порядку;
  • приспособляемость.

Факторы психологического порядка

Мотив (или побуждение) – нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения.

Психологи разработали ряд теорий человеческой мотивации. Самая популярная из них — теория Авраама Маслоу.

         Например, голодающего человека не интересуют ни события, происходящие в мире искусств (потребность № 5), ни то, как на него смотрят и в какой мере уважают окружающие (потребности № 3 и 4), ни то, чистым ли воздухом он дышит (потребность № 2). Но по мере удовлетворения очередной наиболее важной потребности на первый план выходит следующая за ней.

Теория мотивации Фрейда.    Фрейд считал, что люди в основном не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение, что человек растет, подавляя при этом в себе множество влечений. Эти влечения никогда полностью не исчезают и никогда не находятся под полным контролем. Они проявляются в сновидениях, оговорках, невротическом поведении, навязчивых состояниях и, в конце концов, в психозах.

         В психической структуре личности З.Фрейд выделял три компонента: бессознательное «ид» (оно) – область влечения, слепых инстинктов; сознательное «эго» (я) – воспринимающее информацию об окружающем мире и состоянии организма, сдерживающее импульсы «ид», регулирующих действие индивида; «Супер – эго» (Сверх – я) – область социальных норм и
нравственных установок. Если человеческое «эго» оказывается не в состоянии сбалансировать мощные импульсы собственного «ид» с гнетом «супер – эго», это приводит к психозу.

Восприятие  можно определить как процесс, посредством которого индивид отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию для создания значимой картины окружающего мира.

Почему люди по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию? Все мы познаем раздражитель через ощущения, т.е. благодаря потоку информации, воздействующей на 5 наших чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Однако организует и интерпретирует эту чувственную информацию каждый из нас по-своему. Люди могут отличаться разными реакциями на один и тот же раздражитель в силу избирательного восприятия, избирательного искажения и избирательного запоминания.

         Избирательное восприятие. Индивид не в состоянии реагировать на все раздражители, большинство из них он отсеивает.

1.                      Люди более склонны замечать раздражители, связанные с имеющимися у них в данный момент потребностями.

2.                      Люди более склонны замечать раздражители, которые ожидают.

3.                      Люди более замечать раздражители, резко отличающиеся какими- то своими значениями от обычных.

Избирательный характер восприятия означает, что деятели рынка должны прилагать особые усилия для привлечения внимания потребителей.

Под избирательным искажением имеют ввиду склонность людей трансформировать информацию, придавая ей личную значимость. Люди склонны интерпретировать информацию таким образом, чтобы она поддерживала, а не оспаривала их сложившиеся идеи и суждения.

Избирательное запоминание. Многое из того, что он узнает, человек просто забывает. Он склонен запоминать лишь информацию, поддерживающую его отношения и убеждения.

Усвоение – это определенные перемены, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта. Человеческое поведение является в основном благоприобретенным, т.е. усвоенным. Теоретики считают усвоение результатом взаимодействия побуждений сильных и слабых раздражителей, ответных реакций и подкрепления.

Убеждение – мысленная характеристика индивидом чего-либо. Убеждения могут основываться на реальных знаниях, мнениях или просто вере.

Отношение – сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная или неблагоприятная оценка индивидом какого-либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *