Формулирование стратегий развития компании

Автор: | 20.10.2017

Формулирование стратегий развития компании

Стратегия фирмы, как правило, состоит из продуманных целенаправленных действий (намеченная стратегия) и реакции на непредвиденное развитие событий (незапланированные стратегические решения). Стратегия развития фирмы охватывает вопросы теории и практики подготовки к ведению бизнеса, исследует закономерности внешней и внутренней среды, разрабатывает способы и формы подготовки и реализации стратегических действий, определяет цели и задачи хозяйственным подразделениям, распределяет для них ресурсы.

Стратегия — это модель, интегрирующая основные цели организации, ее политику и действия в некое единое целое. Стратегия — не просто представление о том, как вести себя по отношению к конкуренту или противнику. Она затрагивает более фундаментальные аспекты природы организации как инструмента коллективного восприятия и действия. Потенциально стратегия имеет дело со всем чем угодно: с товарами и процессами, клиентами и поставщиками, собственными интересами фирмы и ее социальными обязательствами, элементами управления и т.д. Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочить и распределить ограниченные ресурсы фирмы наиболее эффективным образом с учетом изменения внешней и внутренней среды.

На формирование стратегии фирмы оказывают влияние многие факторы. Взаимодействие их носит специфический характер для каждой отрасли и компании и всегда изменяется во времени. Никогда выбор одинаковых стратегий не происходил в схожих ситуациях. Факторы, определяющие стратегию, всегда отличались один от другого и, как правило, очень существенно. Поэтому менеджеру необходимо оценивать всю совокупность внешних и внутренних факторов, прежде чем принимать решение о выборе той или иной стратегии. К основным факторам, формирующим стратегии, можно отнести:

• социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы;

• привлекательность отрасли и условия конкуренции;

• специфические рыночные возможности и угрозы;

• сильные и слабые стороны фирмы, ее конкурентные возможности;

• личные амбиции, философию бизнеса и этические воззрения менеджеров;

• ценности и культуру компании.

 Для того чтобы стратегия развития компании была эффективной, при ее разработке необходимо учитывать некоторые положения:

• наличие четко сформулированных стратегических целей, которые должны быть ясны и понятны для всех структурных подразделений фирмы;

• стратегия будет эффективна в том случае, если интересы и ценности сотрудников соответствуют возлагаемой на них роли и если они заинтересованы в процветании фирмы. Значение человеческого капитала, т.е. знаний, умений, ноу-хау, аккумулированного опыта, капитализированных в сотрудниках фирмы, постоянно повышается;

• стратегия должна быть достаточно гибкой, обеспечивающей возможность влияния на внешнюю среду, например, осуществление неожиданных атак на противника, ведущих к усилению конкурентных позиций фирмы;

• стратегия будет эффективной в том случае, если она обеспечит защиту позиций фирмы. Фирма должна заботиться о создании надежной системы обороны на случай наступления со стороны конкурентов, а также об усилении своих сильных сторон и избавления от слабостей.

Учет изложенных выше положений поможет фирме разработать стратегию развития, однако эффективность стратегии будет во многом определяться тем, насколько гибкой является система управления ее реализацией.

Все описанные в учебной и научной литературе рационально-аналитические подходы к созданию стратегии являются лишь необходимым, но отнюдь не достаточным условием успеха. Процесс стратегии носит скорее не запланированный, а фрагментарный, эволюционный и во многом интуитивный характер. В ряде случаев, большая свобода в принятии решений отдельных структур-подразделений и/или менеджеров, позволяющая своевременно корректировать стратегию компании на функциональном и операционном уровнях, приводит к успеху, а отсутствие такой свободы — к  поражению.

Процесс формулирования стратегии включают в себя выявление потенциальных возможностей и угроз со стороны внешней среды фирмы. Кроме этого, прежде чем принимать какое-либо стратегическое решение, следует оценить все сильные и слабые стороны организации, а также наличные и доступные ресурсы. Необходимо объективно оценивать способность фирмы использовать существующие возможности и противостоять рискам. Стратегическая альтернатива, базирующаяся на соответствии между существующими рыночными возможностями и способностью фирмы эффективно функционировать при заданном уровне риска, будет рассматриваться как  экономическая стратегия.

В настоящее время существует значительное число различных  стратегий развития фирмы, которые можно классифицировать на основе некоторых общих признаков. Одной из наиболее сложных составляющих экономической стратегии фирмы является маркетинговая стратегия, поскольку последняя включает в себя множество элементов и охватывает различные стороны деятельности фирмы.

Фирма определяет свои долгосрочные действия по отношению рынкам, товарному ассортименту, ценообразованию, товародвижению и продвижению товара на рынок, разрабатывает маркетинговые  стратегии в соответствии с различными состояниями спроса

 и глобальные направления своего развития. У фирм имеется большая степень свободы выбора стратегии. Они могут диверсифицировать свою деятельность в связанные или несвязанные отрасли посредством создания совместных предприятий, стратегических альянсов, приобретения других компаний или открытия новых направлений деятельности. Одни фирмы следуют стратегии лидерства по издержкам, другие концентрируют внимание на различных более привлекательных для клиентов сочетаниях многочисленных свойств товаров/услуг, а третьи — выбирают обслуживание особых запросов узкого круга покупателей (содержание некоторых маркетинговых стратегий рассматривается в теме 6).

Формулировка целей и определение стратегий их достижения являются завершающим этапом аналитической функции маркетинга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *