Эволюция маркетинга. Концепции маркетинга

С 1902 г. Маркетинг преподавался в университете. С 1906 г. появились первые отделы маркетинга.

В 1960 г. Дж. Маккарти предложил концепцию комплекса маркетинга (концепция «4-х P»).

В состав комплекса маркетинга он включил 4 основных инструмента или 4 основных функций маркетинга:

1.     Products – товары, услуги, товарная политика фирмы;

2.     Place – место сбыта, сбытовая политика фирмы, политика товарораспространения и товаропродвижения;

3.     Price – цена, ценовая политика фирмы;

4.     Promotion – продвижение товара к клиенту, коммуникативная политика фирмы (использование рекламы, пропаганды, стимулирования сбыта, брендинга, спонсоринга). Позднее был введён ещё 1 элемент:

5.     Public relations –общественные вязи, формирование имиджа, благоприятие имиджа, репутации фирмы в глазах общества. Позднее Ф. Коттлер в книге «Маркетинг в 3-ем тысячелетии» предложил включить в комплекс маркетинга ещё 2 элемента:

6.     People – люди. Чтобы подчеркнуть роль персонала в достижении маркетинговых целей;

7.     Politics – политика, влияние политических факторов на реализацию маркетинговых решений фирмы;

8.     В последние годы 21в. специалисты предложили детализировать элемент маркетинга Products с тем, чтобы использовать элемент Processes – описание характеристики процессов и технологий, задействованных для производства данного товара или услуги.

Эволюция маркетинга в России прошла 3 этапа:

  • 1 этап. До 1992 г. В условиях планово-командной экономики маркетинг использовался только в сфере внешней экономической деятельности;
  • 2 этап. С 1993 по 2000 гг. маркетинг в России понимали как сбытовую деятельность; отделы сбыта переименовывали в отделы маркетинга, но занимались сбытом. Изучение и прогнозирование рынка отсутствовало.
  • 3 этап. С 2000 г. по настоящее время продолжается современный этап развития маркетинга; маркетинг становится философией бизнеса, сопровождается исследованиями и прогнозами на рынке. Большинство средних и крупных предприятий имеют подразделение маркетинга.

Концепции маркетинга:

Концепция (с лат. – понимание) – система взглядов, сложившихся под влиянием объективно-исторического развития.

В настоящее время в развитии маркетинга за 100 лет выделяют 6 концепций:

       I.            Концепция совершенствования производства (производственная концепция совершенствования) связана с эпохой массового производства в начале 20в. Маркетинг понимается как деятельность, направленная на увеличение объёмов выпуска продукции, на снижение издержек, а, следовательно, и цен, чтобы повысить конкурентоспособность фирмы.

    II.            Концепция совершенствования товара (товарная концепция). Она тоже связана с эпохой массового производства, но в период затруднения сбыта. маркетинг понимается как деятельность, направленная на создание уникальных товаров, придание им новых качественных характеристик, чтобы обеспечить большую конкурентоспособность на рынке.

 III.            Концепция идентификации коммерческих усилий (сбытовая концепция) связана с эпохой массового сбыта, когда темпы сбыта стали быстро и резко снижаться. Маркетинг рассматривается как активная сбытовая деятельность, разработка форм и методов продвижения товаров, т.е. фирма всеми возможными способами пытается реализовать произведённый товар. В годы кризиса, великой депрессии, 2-ой мировой войны весь мир забыл о маркетинге.

IV.            Классическая (традиционная) концепция маркетинга возникла в послевоенное время (в середине 50-х гг.). классическая концепция связана с индустриальной эпохой. Маркетинг понимался как деятельность, направленная на изучение и удовлетворение нужд потребителей, целевых рынков более эффективными, чем у конкурентов, способами для  получения прибыли. Целевой рынок (целевой сегмент) – группа потребителей, предъявляющих свои специфические требования к комплексу маркетинга, группа, выбираемая фирмой для получения основной доли прибыли.

   V.            В 70-е гг. 20в. при переходе от индустриальной к информационной сфере развития общества обострились проблемы дефицита ресурсов, загрязнение окружающей среды, экологическая эпалантность. Именно поэтому возникла концепция социально-этического маркетинга (бихейвиористская концепция). Маркетинг понимался как деятельность, направленная на изучение и удовлетворение нужд и потребностей целевых рынков более эффективными, чем у конкурентов, способами, но с учётом интересов общества и личности в целом.

VI.            В 1995 г. шведскими учёными  была предложена новая концепция маркетинга, которая получила название маркетинг взаимодействия. Это концепция 21в. и её основная идея состоит в том, что объектом управления маркетинга становятся  надёжные, долговременные отношения фирмы с клиентами партнёрами по бизнесу. Эта концепция направлена на повышение значения личных контактов в системе эффективной коммуникации и распределения ответственности за принятие решений в области маркетинга на весь персонал фирмы.

1 концепция (1860-1920);

2 концепция (1920-1930);

3 концепция (1930-1950);

4 концепция (1960-1980);

5 концепция (1980-1995);

6 концепция (1995 по настоящее время).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *