Методика 5 конкурентных сил майкла портера

Автор: | 24.04.2017

В конце 80-х гг. 20 в. для анализа конкурентной среды предприятия М. Портер предложил методику 5 конкурентных сил, оказывающих влияние на  положение предприятия  в рыночной среде. Изображена модель этой методики (рис.1):

                                         

Методика 5 конкурентных сил Майкла Портера

 


Рис.1.
Модель методики 5 конкурентных сил М. Портера

Центральный ринг – это основные конкуренты фирмы в рассматриваемой отрасли.

В процессе анализа изучается конкурентоспособность их продукции, конкурентоспособность маркетинговой деятельности, проводится анализ состояния важнейших функций предприятия.

В результате выявляются сильные и слабые стороны конкурентов в сравнении с сильными  и слабыми сторонами нашей фирмы с целью определения наших конкурентных преимуществ.

Потенциальные конкуренты. Угроза со стороны потенциальных конкурентов зависит от 2 факторов:

a)     от барьеров для входа на рынок;

b)    от реакции фирмы на те фирмы, которые входят в отрасль.

Барьерами для входа в отраслевой рынок могут быть:

o   Эффективный масштаб производства, который сдерживает новые фирмы, т.к. они могут войти в отрасль только в большом объёме;

o   Покупатели, уже имеющие приверженность к старым товарам, поэтому для входящих в отрасль предприятий неизбежны большие затраты на привлечение потребителя (на рекламу);

o   Новый бизнес требует больших инвестиций (начального капитала). Чем больше пороговые инвестиции, тем меньше желающих войти в отрасль;

o   Старая фирма имеет доступ к каналам распределения, т.е. связи с дистрибьюторами (оптовые продавцы) и дилерами (розничные продавцы), а новым производителям нужно заинтересовывать торговых посредников, делать им скидки;

o   Государственная политика данной отрасли в виде ограничений лицензий, стандартов, сертификатов.

Реакция со стороны фирм в отрасли:

o   Могут занять агрессивную оборону;

o   Существующие фирмы могут вступить в коалицию с дистрибьюторами для защиты бизнеса и закрыть доступ в торговые каналы (сеть);

o   Фирмы могут использовать политику снижения цен, не доступную для новичков;

o   Существующие фирмы будут продолжать бороться до конца, если выход им обойдётся дороже.

Товары-заменители. Конкуренция может появляться в следующем:

a)     Цены и доступность товаров-заменителей создают «потолок цен» и, следовательно, лимитируют потенциальную величину среднеотраслевой прибыли;

b)    Производитель может выделить свой товар качеством или низкой стоимостью за счёт издержек. Таким путём можно дифференцировать свой товар от товаров-заменителей;

c)     Конкуренция со стороны товаров-заменителей зависит от того, насколько легко покупатель может предпочесть товар-заменитель; важную роль играет цена переключения – это затраты на переобучение, дополнительное образование, психологические издержки – если цена переключения очень высока, то фирме потребуется много средств на демонстрацию преимуществ своего товара и его рекламу.

Конкуренция со стороны поставщиков. Угроза со стороны поставщиков наиболее вероятна тогда, когда:

a)     Затраты производителя на сырьё, материалы, комплектующие составляют большую долю в общих затратах;

b)    Если поставщики объединены в ассоциации с несколькими другими крупными фирмами;

c)     Если продукция дифференцирована настолько, что трудно или дорого перейти от одного поставщика к другому.

Сильные поставщики могут негативно влиять на производителя через увеличение цены на сырьё или через ухудшение качества сырья.

Покупатели (фирмы-покупатели). Угроза со стороны покупателей наиболее реальна тогда, когда:

a)     Потребителей немного, а покупают они товар в большом количестве – такие крупные потребители добиваются ценовых уступок и благоприятных условий продажи;

b)    Товары, предлагаемые производителем, хорошо стандартизированы, и потребитель может легко найти альтернативный товар;

c)    Если цена переключения равна 0.

Вывод: 5 факторов конкурентных сил определяют для фирмы привлекательность отрасли целесообразность ведения в  ней бизнеса, т.к. эти факторы влияют на издержки цены, инвестиции, уровень рентабельности фирмы в отрасли.

Исследования 5 сил дают возможность определить интенсивность соперничества и тип конкурентного преимущества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *