Организационные формы каналов распределения

Исторически первой маркетинговой системой была система традиционных каналов распределения с разным числом уровней. Типичный традиционный канал состоит из независимого производителя, одного или нескольких оптовых торговцев, где каждый член канала представляет собой отдельное предприятие, стремящееся получить максимальную прибыль. Ни один из членов традиционного канала не может контролировать деятельность других членов канала.

В последнем десятилетии в рыночной экономике получили распространение вертикальные, горизонтальные и многоканальные маркетинговые системы.

Вертикальные маркетинговые системы (ВМС).

ВМС – это системы, которые состоят из производителя, 1 или нескольких оптовых торговцев, 1 или нескольких розничных торговцев, действующих как единая система. Один из членов канала является либо владельцем остальных, либо обладает финансовой властью, обеспечивающей их полное сотрудничество. ВМС экономичны, обладают большой рыночной властью.

Организационные формы каналов распределения

Рис.2 Структура ВМС

 

 

 Корпоративные ВМС – все этапы сбыта во владении 1 субъекта.

Управляемые ВМС – финансовая помощь одного из участников канала, как правило, производителя марочного товара, позволяет координировать сбытовую работу всех участников цепи.

Договорные ВМС – сотрудничество в  сбыте независимых фирм, связанных договорными отношениями. Договорные отношения позволяют удерживаться в конкурентной борьбе:

§  Добровольные цели розничных торговцев – оптовики организуют добровольное объединение различных магазинов и разрабатывают для них стандартные маркетинговые программы, чтобы снизить издержки и выстоять в конкурентной борьбе;

§  Кооперативы розничных торговцев – розничные торговцы создают новое самостоятельное объединение, которое берёт на себя и частное производство и оптовое;

§  Организации-держатели привилегий – член канала, владелец привилегий, который может объединить в своих руках последовательные этапы производства и сбыта. Эта форма получила большое распространение в малом бизнесе в последние годы (в сфере услуг: гостиничный, ресторанный бизнес и т.д.)

Горизонтальные маркетинговые системы (ГМС) – это системы, которые возникают, если 2 или более фирмы объединяют свои усилия с целью расширения маркетинговых возможностей, т.к. в одиночку для сбытовой деятельности не хватает либо капитала, либо мощностей, либо маркетинговых ресурсов. Фирмы могут сотрудничать временно, постепенно создавать совместное предприятие.

Многоканальные или смешанные маркетинговые системы – системы для охвата одних и тех же или разных рынков фирмы, которые могут использовать системы разные системы сбыта, смешивать каналы прямого и косвенного маркетинга, использовать смешанные элементы ВМС и ГМС.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *