Предприятие может быть рассмотрено с двух точек зрения:
- организация, несущая за свою деятельность юридическую ответственность
- организация как часть системы, в рамках которой происходит жизнедеятельность человека, активно взаимодействующая с другими элементами этой среды; реализуя экономический аспект своей деятельности (получение прибыли) организация должна частично распределять полученный экономический эффект по неэкономическим каналам среды; такая неэкономическая ответственность организации частично наделяет ее неэкономической властью, которую организация может ее потерять, в случае отказа от неэкономической ответственности.
Социальная ответственность несет добровольный характер, не нормируется и не регулируется никакими нормативными актами.
Меру социальной ответственности можно определить только приблизительно и только для какого-либо конкретного региона, сообщества и т.п. Уровень выполнения или невыполнения организацией социальных обязательств можно определить только исходя из моральных и этических норм.
Принятие на себя социальной ответственности:
ü позволяет организации укреплять связи с различными элементами внешней среды и прямо или косвенно влиять на общественные институты, своевременно подстраиваться под изменения общественного мнения и т.д.
ü не позволяет организации в полной мере реализовать экономические принципы ориентации на прибыль и экономии ресурсов
ü требует от организации умения выбирать и оптимально решать те социальные проблемы, решение которых наилучшим образом отразится на имидже и связях организации
ü требует от организации проведения постоянного, наиболее полного и наиболее эффектного оповещения общественности о своей социальной деятельности
Культура организации (организационная культура, корпоративная культура) — это не только оригинальная смесь ценностей, отношений, норм, привычек, традиций, форм поведения и ритуалов, но и вся среда обитания организации, присущий ей стиль отношений и поведения. Культура организации — это хорошо согласованная совокупность организационных, управленческих, технологических и неформальных межличностных отношений, которая достигается при определенном уровне развития управленческой деятельности и управленческих знаний.
Она определяется следующими признаками:
- характер поведения людей во время их взаимных контактов и обычно используемый язык;
- нормы, разделяемые рабочими группами во всей организации;
- доминирующие в организации ценности, такие как качество продукта или лидерство в ценах;
- философию, направляющую политику организации в отношении служащих и покупателей;
- правила, которые должен усвоить новичок, чтобы быть принятым в ее члены;
- настроение или климат, созданный в организации физическим размещением производств и способом общения ее членов с покупателями или другими лицами вне организации.
Культура организации является:
- изучаемой;
- как получаемой, так и отдаваемой;
- частично бессознательной;
- основанной на прошлом опыте;
- скорее поддерживаемой, а не разделяемой;
- разнородной.