Развитие маркетинга, его роль и место в процессе рыночной деятельности предприятия.

Маркетинг ? вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Для пояснения этого определения рассмотрим следующие понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.

Нужда ?  чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.

Потребность ? нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Запрос ? это потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Товар ? все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Обмен ? акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

Сделка  ?  коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

Рынок ? совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

В своем развитии маркетинг прошел несколько этапов. 
Первый этап — «товарная ориентация». До 1930-х гг. маркетинговая деятельность сводилась в основном к улучшению качества товаров без серьезного учета потребностей покупателей. 
Второй этап — «сбытовая ориентация», охватывает период 1930-1950-х гг., когда максимизация продаж достигается за счет рекламы и других методов воздействия на покупателя с целью заставить его совершить покупку. 

Третий этап — «рыночная ориентация» (1950-1960-е гг.). На этом этапе определяющим моментом в деятельности производителя выступает приспособление к требованиям рынка. На этом этапе в компаниях появляются отделы маркетинга. 
На четвертом этапе (с 1960-х гг.) в сферу производства активно внедряется «маркетинговое управление». Отличительной особенностью этого этапа является использование в маркетинговой деятельности долгосрочного планирования и прогнозирования, опирающихся на исследования рынков товаров и покупателей. Маркетинг превращается в определяющую стратегию поведения фирмы форму. 

Развитие маркетинга, его роль и место в процессе рыночной деятельности предприятия.

На рис. представлены три разных способа удовлетворения людьми своих нужд. Первый способ ? самообеспечение, когда каждый из них может самостоятельно добыть для себя все необходимое. Так, рыбак, проводя большую часть времени за ловлей рыбы, в остальное время и охотится, и гончарит, и занимается сельским хозяйством, чтобы обеспечить себя всем, что ему нужно. При том эффективность его занятий рыбной ловлей снижается. Второй способ ? децентрализованный обмен, когда каждый рассматривает трех других в качестве своих потенциальных «покупателей», составляющих его рынок. Рыбак может посещать других, чтобы обменять свою рыбу на их товары. Третий способ ? централизованный обмен, при котором на сцене появляется новое лицо, именуемое купцом и находящееся где-то в центре между ними, в месте под условным названием «рыночная площадь». Каждый из четырех везет свои конкретные товары купцу и там обменивает их на все, что ему необходимо.  Купец и центральный рынок повышают торгово-операционную эффективность экономики.

Рынок продавца ¾ это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть покупателям. Рынок покупателя ? это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть продавцам.

Управление   маркетингом
? это   анализ,    планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т. п.

В своем наиболее популярном образе управляющий по маркетингу предстает как специалист, изыскивающий столько клиентов, сколько нужно для реализации всего объема продукции, производимой фирмой в данный момент. Однако это ? слишком узкое представление о круге его задач. Управляющий по маркетингу занимается не только созданием и расширением спроса, но и проблемами его изменения, а иногда и сокращения. Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей. Попросту говоря, управление маркетингом ? это управление спросом.

Организация вырабатывает представления о желательном уровне спроса на свои товары. В любой отдельно взятый момент времени уровень реального спроса может быть ниже желаемого, соответствовать ему или превышать его. Со всеми этими состояниями и приходится иметь дело управлению маркетингом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *