Конкуренция — соперничество нескольких производителей товаров за получение наибольшей прибыли за счет более выгодных условий сбыта и наличия спроса среди потребителей.
Рыночная конкуренция – это инструмент соперничества, место, где производители ведут борьбу за возможность продать свой товар по более выгодным условиям для получения прибыли.
Конкуренция существует:
1) По состоянию рынка:
— свободная(совершенная);
— среди монополий(несовершенная);
— регулируемая.
2) По способам соперничества:
— ценовая (прямая и скрытая);
— неценовая.
Для того, чтобы сделать анализ конкурентов необходимо:
1. выявить слабые и сильные стороны конкурентов, а также определить возможные угрозы от них;
2. прогнозирование стратегии и деятельности конкурентов;
3. предсказание реакции конкурентов на стратегию и действия фирмы;
4. определение влияния конкурентов на преимущества фирмы.
Предприятие имеет конкурентное преимущество, если ее конкурентная стратегия действует эффективно и помогает получать больше дохода, чем соперники. Существуют следующие типы подходов:
1) Стратегия конкурентов, основанием которой является рынок, преприятие управляет своими усилиями в своей части рынка.
2) Стратегия преимущественного положения, которое обусловлено низкими ценами на продукцию;
3) Стратегия разделения, которой свойственно наличие лояльности потребителей к продукции предприятия, которая осуществляется включением в продукцию специфических свойств;
4) Расширение масштаба конкуренции рынка между странами, которые способны образовать преимущества, полученные от экономии издержек производства.
Цели, которые преследуют конкурирующие предприятия, напрямую зависят от цены на товар. Цена, во-первых, обеспечивает получение достаточной прибыли, а во-вторых, помогает регулировать предприятием частей рынка.
Таким образом, можно определить следующие виды конкуренции:
1) Конкуренция между желаниями потребителей, так как они могут вложить свои средства в разные товары и услуги;
2) Конкуренция между функциями, так как есть альтернативы в удовлетворении одной и той же потребности;
3) Конкуренция между фирмами.
4) Конкуренция между товарами.