Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предложил определенную совокупность товаров, которая, соответствуя профилю деятельности предприятия, наиболее полно удовлетворяла бы потребности определенной категории покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называется ассортиментом. Формирование ассортимента – это проблема конкретных товаров, определение соотношения между существующими и новыми товарами, товарами единичного и серийного производства, наукоемкими и обычными товарами, овеществленными товарами и лицензиями. Формирование ассортимента – непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла товара. Система формирования ассортимента включает следующее: 1) определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках. 2) оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям. 3) критическая оценка выпускаемых предприятием изделий в том же ассортименте, что 1 или во 2 пунктах, но с позиции покупателя. 4) решение вопросов, какие продукты следует добавить в ассортимент, какие следует исключить из ассортимента вследствие снижения уровня конкурентоспособности. Следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений деятельности, выходящих за рамки сложившегося профиля. 5) рассмотрение предложений о создании новых продуктов, совершенствовании существующих, а также о новых способах и областях применения товаров. 6) разработка спецификации новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей. 7) изучение возможностей производства новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности. 8) проведение испытаний, тестирование продукции с учетом потенциальных покупателей в целях выявления их приемлемости по основным показателям. 9) разработка специальных рекомендаций для подразделений предприятия относительно качества, наименований, упаковки продукции в соответствии с результатами проведенных испытаний, утверждающих приемлемость характеристик изделий или предопределяющих необходимость. 10) оценка и пересмотр всего ассортимента.