В системе контроля маркетинга важное место занимает ситуационный анализ. Контроль позволяет выявить не только отклонения, но и предупреждать их и находить резервы и возможности развития, приспособления к условиям окружающей среды. Цель ситуационного анализа – представить руководству и руководителям отдельных подразделений фотопортрет положения, в котором на момент проведения анализа находилось предприятие. Грамотно проведенный ситуационный анализ позволяет объективно оценить истинное положение дел на предприятии. Ситуационный анализ окажется полезным, если руководить им будет один из управляющих предприятия, который вместе с другими руководителями сможет участвовать в анализе ответов на наиболее сложные вопросы. При проведении ситуационного анализа необходимо выявить целевые рынки, наиболее важные для предприятия. В результате анализа устанавливается емкость каждого рынка, имеется возможность проранжировать рынки по коммерческим результатам, определить прогноз развития каждого целевого рынка. Ситуационный анализ товара помогает определить, на какой стадии жизненного цикла он находится, насколько в полной мере рассматриваемый товар удовлетворяет потребностям покупателей. Ситуационный анализ позволяет ответить на вопросы, связанные с выводом предприятием на рынок новых товаров. Проводится оценка конкурентной среды целевых рынков для новых товаров, определяются основные конкуренты, проводится оценка капиталовложений в производство и реализацию новых товаров. Проведение ситуационного анализа позволяет выявить тенденции изменения потребностей покупателей. В результате анализа покупателей и их предпочтений можно определить потенциальных покупателей. С помощью ситуационного анализа можно оценить влияние факторов микро- и макросреды предприятия. В процессе проведения ситуационного анализа определяется соответствие целей маркетинга возможностям предприятия.