Спрос, предложение и цена являются основными элементами рынка. Весь комплекс их многомерных связей и взаимодействий образует рыночный механизм. Это механизм соединения продавцов и покупателей через формирование спроса на благо и предложения блага. Спрос -- это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.

Система цен и их классификация. Характеризует взаимосвязь и соотношение различных видов цен. Обусловлена зависимостью предприятий, отраслей, производств. Изменение цен и тарифов в энергетике, транспорте, связи немедленно отражается в уровне других цен. Выделим классификации цен: По характеру обслуживаемого оборота: -цены промышленности (оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности); -цены с/ хозяйства  (закупочные - производители с/хоз. продукции реализуют ее фирмам);-цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены; -транспортные цены и тарифы; -тарифы на платные услуги населению; По способу установления и сфере регулирования: -свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения; -договорно-контрактные цены, устанавливаемые по соглашению сторон; -регулируемые цены и тарифы, устанавливаемые под контролем государства или субъектов РФ. По способу учета затрат и чистого дохода: -оптовые цены предприятия;  -оптовые цены промышленности; -розничные цены.   По срокам действия: твердые  постоянные), не изменяемые в течение всего действия контракта; -текущие, меняющиеся в рамках действующего контракта; -сезонные, действующие в рамках одного определенного периода; Методы маркетингового ценообразования. Практическое ценообразование основывается не на методах оптимизации, а на постепенном, с использованием неполноценной информации поиске более или менее приемлемой цены. Продавец должен определить и обосновать цену, которую хочет и может предложить рынку. Эта цена должна укладываться в интервал, за пределами которого производство становится бездоходным. Основные принципы ценообразования вытекают из "магического треугольника": цена должна покрывать затраты и приносить достаточную прибыль, должна быть принята массой покупателей, выдержать стратегии конкурентов. При первоначальном определении цены необходимо выбрать направление: затратное, покупательское или конкурентное. 1.   Затратные методы ценообразования: •калькуляция на базе полных затрат, •калькуляция на базе переменных затрат, • ценообразование на основе обеспечения целевой прибыли.  2.   Методы, ориентированные на спрос: •определение цены на основании опроса потребителей. •  метод аукциона. • метод эксперимента (пробных продаж).    3.   Методы, ориентированные на конкурентов: • метод мониторинга конкурентных цен.  •  метод конкурса .   4.   Производственные методы ценообразования (микс): • агрегатный метод. •  обратная калькуляция  • калькуляционное выравнивание