Задачи, которые приходится решать в процессе проведения маркетинговых исследований, очень разнообразны и зависят от размера организационных структур управления, основной философии фирмы. Главная задача маркетинговых исследований  сводится к оказанию помощи менеджерам в принятии более правильных решений по текущим вопросам во всех сферах деятельности. Эта высшая задача заключается в разработке общего, целостного представления о структуре, закономерностях динамики рынка; обосновании возможностей предприятия для более эффективной его адаптации к рынку, к конечным требованиям потребителя.

Главная задача может распадаться и структурироваться на производные подзадачи. Все это можно оформить в дерево задач (целей), где последние могут быть независимыми друг от друга, либо соподчиненными. Процесс построения такого дерева очень трудоемок, но это позволяет более рационально организовывать процесс постановки задач и их управления. Ниже приводится один из примеров такого дерева задач (целей) маркетинговых исследований.


 

Разнообразие задач и целей зависит также от вида предпринимаемых маркетинговых исследований и от объектов предполагаемых исследований. В табл. 1  приводится одна из подобных классификаций.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Цели и объекты практических маркетинговых исследований

№ п/п

Виды исследований

Объекты исследований

1

Макросреда цель – экономические тенденции

Тенденции и процессы. Анализ изменения экономических, политических, экологических, демографических и других факторов. Структура рынка, география, емкость, барьеры, риски и др.

2

Потребители (цель – сегментация потребителей, выбор целевых сегментов)

Доходы, социальное положение, образование, пол, возрастной состав и др. Индивидуальные потребители, семьи, организации, фирмы

3

Структура рынка (цель – получение сведений о партнёрах и конкурентах)

Структура потребления, обеспеченность товарами, тенденция спроса.

Конкуренты, сильные и слабые стороны их доля рынка, их финансовые, материальные и иные возможности, структура управления и персоналом.

Фирмы-покупатели.

Фирмы-посредники.

Финансовые, рекламные, страховые, транспортно-экспедиционные, юридические, консультативные и другие фирмы

4

Товарные рынки (цель – повысить конкурентоспособность своего товара)

Технико-экономические показатели и качество товара.

Спрос – предложение и конкурентоспособность.

Потребительские качества (цена, дизайн, сервис и т.д.)

Товары-аналоги, товары-конкуренты и заменители, товарный ассортимент,  соответствие нормам, сертификатам, патентам, реакция на новые товары, этапы жизненного цикла товара

5

Цены (цель – определение цены, дающей максимальные прибыли) и удовлетворение потребностей

Затраты на производство и сбыт.

Эластичность спроса.

Влияние ценовой конкуренции;

отношение цена / прибыль

6

Стимулирование  сбыта и реклама (цель – выработка политики «паблик рилейшнз»)

Как и когда лучше стимулировать сбыт, как лучше и эффективнее организовать рекламу.

Отношение общественности к товару.

Эффективность конкурсов, скидок, премий и других льгот

7

Внутренняя среда предприятия

Состояние предприятия, его экономика, продажи, коммуникации.

Внутренние и внешние факторы среды

 

В целом важно отметить, что маркетинговые исследования позволяют:

·        уменьшить неопределенность внешней среды и минимизировать риск в процессе планирования;

·        отслеживать процесс реализации планов;

·        добывать, перерабатывать информацию, доводить её до потребителя и обратно к производителю.

Анализируя многообразие задач маркетинговых исследований, можно выделить наиболее важное.

Основные задачи маркетинговых исследований:

·        Добыча необходимой информации.

·        Организация связи через информацию потребителя и производителя (информационно-связующие).

·        Уменьшение неопределенности и минимизация риска в процессе планирования.

·        Обеспечение устойчивого конкурентного положения фирмы, товара.

·        Отслеживание процесса реализации планов.

·        В конечном счете, задача любого маркетингового исследования сводится к определению особенностей поведения выбранной группы потребителей, оценке их потребностей.

·        В оказание помощи менеджером в принятии более правильных решений по текущим вопросам во всех сферах деятельности.