Ценовая эластичность непосредственно характеризует чувствитель­ность спроса к цене; знание ее величины помогает рассчитать уровень спроса для различных цен. Знание ценовой эластичности позволяет так­же рассчитать оптимальную цену продаж, максимизирующую прибыль.

Даже приближенные оценки величины эластичности полезны для решения следующих практических задач:

1. Определение направлений воздействия на цены в целях увеличе­ния дохода.

2. Сопоставление эластичности для конкурирующих товаров позво­ляет выявить те из них, которые менее чувствительны к повышению це­ны, т.е. демонстрируют большую рыночную силу.

3. Сравнение эластичности цен на товары, входящие в группу взаимодополняющих товаров, позволяет назначать сбалансированные це­ны на отдельные товары данной группы.

4. Перекрестные эластичности позволяют прогнозировать переме­щение спроса с одной марки товара на другую.

Степень эластичности спроса на изменение цены характеризует коэффициент ценовой эластичности спроса, который определяется как отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены. Например, если при увеличении цены на 2 процента спрос упал на 10%, то коэффициент эластичности спроса равен 5. Если показатель эластичности спроса по ценам больше 1, то эластичность такого тпа называется опережающей, если = 1 – это единичная эластичность, если меньше 1 – товар считается не эластичным.

Выделяют краткосрочную (характеризует реакцию спроса на изменение цен на коротком интервале – дни, недели, пару месяцев) и долгосрочную ( более полугода) эластичность спроса.

Можно выделить следующие методы определения ценовой эластичности:

1. Обработка статистической информации о продажи товаров на различных рынках или на одном целевом рынке, но в различные моменты времени и по разным ценам. Для применения данного метода необходима хорошая база данных, приведенная к единым условиям относительно рыночных сегментов, типов потребителей, мест продажи и т.д. Наибольшую практическую ценность имеет использование этих методов при определении краткосрочной эластичности спроса.

2. Постановка ценовых экспериментов. Если не иметься надежной статистики относительно влияния уровня цен на объем реализации, то подходит данный метод. Цены могут меняться в течении определенного времени в нескольких  магазинах или назначаться различные на одинаковые товары в нескольких магазинах.

3. Проведение опросов потребителей с целью выяснения при каких ценах они готовы покупать товар. Одной их сложностей является то что порой наблюдаются существенные отличия в мнении потребителей.

4. Построение экономико-математических моделей. Моделирование поведения человек, перевод на язык формульных зависимостей многих психологических и социальных факторов с выработкой конкретных количественных рекомендаций, интересующих практиков сложная задача и используется достаточно редко.