С древних времен рынок определяется как место торговли товарами. Предпосылками его возникновения является общественное разделение труда и частная собственность на продукты труда. Условием существования рынка является необходимость обмена результатами труда между хозяйствующими субъектами.

 

            Различают следующие типы рынков:

  1. Свободный рынок – он характеризуется свободой выбора товара при покупке, свободой выбора места и формы продажи, свободой ценообразования, свободой поведения субъекта рынка. Субъектами рынка выступают юридические лица, т.е. предприятия, фирмы, компании,  и физические лица, т.е. лица, имеющие собственность.
  2. Стихийный рынок – характеризуется неограниченной свободой его контрагентов.
  3. Организованный рынок – это цивилизованный рынок, на котором поведение контрагентов ограничено рамками дозволенного. Формами организованного рынка выступают: оптовая и розничная торговля, биржи, аукционы.

 

Различают 4 модели цивилизованного рынка:

 

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

 

 

М О Д Е Л И

 

Р Ы Н К А

 

 

Свободная

конкуренция

Монопольная конкуренция

Чистая монополия

Олигополия

1. Число предприятий на рынке

очень много

много

одно

несколько

2. Тип товара

 

стандартизированный

дифференцированный

уникальный

любой

3. Контроль

за ценой

отсутствует

 

в узких рамках

значительный

ограниченный

4. Условия вступления в отрасль

легкие

сравнительно легкие

блокированные

наличие барьеров

 

Сх. 6. Характеристика моделей рынка

 

Пример: На двух рынках города N  две фирмы торгуют аналогичным потребительским товаром. На 1-м рынке каждая из фирм имеет одинаковую долю продаж, равную 50% емкости рынка, на 2-м рынке доли продаж этих фирм составляют соответственно 70% и 30%. Какой рынок более монополизирован?

 

Рынок – это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и услуг.