В торговле используется множество видов цен, что обусловлено различными особенностями купли-продажи:

1. Мировая цена – это цена, объективно отражающая потребительскую стоимость товара. Мировая цена товара отражает средневзвешенный уровень цен, по которым данный товар реализуется на мировом рынке в условиях складывающейся коньюктуры.

2. В практике нынешней торговли при заключении контрактов применяются следующие виды цен:

- базисная цена – это цена, используемая для определения сорта или качества товара. Ее согласуют на переговорах между продавцом и покупателем. Она может служить исходной для определения цены фактически поставленного товара, когда его свойства отличается от оговоренных в контракте;

- фактурная цена или цена купли-продажи – это цена, определяемая условиями поставок, оговоренными в контракте. Фактурные цены для краткости снабжают одним из следующих указаний - «СИФ», «ФОБ», «ФОР», «ФРАНКО», которые означают: «СИФ» (стоимость, страховка) -продавец обязан за свой счет зафрахтовать судно, оплатить стоимость перевозки (фрахт), оплатить таможенные расходы, страховку и взять на себя риск гибели, порчи товара до того момента, как груз пересечет линию борта судна при погрузке и покупатель берет на себя все расходы после пересечения товаром линии борта судна;

«ФОБ» (свободен на борту) означает, что продавец оплачивает все транспортные расходы до момента доставки товара на борт судна, а покупатель фрахтует судно, страхует груз и несет риск его гибели или повреждения; «ФОР» (свободен на рельсах) означает, что продавец за свой счет и на свой риск должен отправить груз на ж/д станцию и погрузить товар в ж/д вагон. А все остальные расходы несет покупатель; «ФРАНКО» – условие продажи. при котором продавец должен доставить товар в определенное место за свой счет и на свой риск. А в цену здесь включаются транспортные, страховые и таможенные расходы. Могут быть оговорены следующие условия: «франко-завод поставщика», т.е. в цену входит только стоимость товара на месте производства без учета надбавок, вызванных перевозкой, страховкой и т.д. ; франко-вагон (судно) станции (порта) отправления; франко-грузовик; франко-граница; франко-вагон на станции назначения; франко-склад.

            3. Цены при заключении сделок на бирже. Выявление цен по сделкам на бирже осуществляется через биржевые котировки. Биржевая котировка – это выведение средней цены по биржевым сделкам за биржевой день. По биржевым котировкам может быть определен уровень цен биржевых товаров.

            Цена спроса – цена товара, которая предлагается покупателем.

            Цена предложения – цена товара, которая предлагается продавцом.

            Контрактная цена – фактическая цена по биржевой сделке.

            Котировальная цена – фактическая (средняя) цена по биржевым сделкам за определенный период времени.

            Твердая цена – цена, согласованная при заключении контракта и не подлежащая изменению в ходе его выполнения.

            Цена с последующей  фиксацией – цена, установленная в согласованные договором сроки. (Например, контрагентом может быть предусмотрено, что цены на проданные товары будут установлены на уровне цен  мирового рынка на определенную дату или в день поставки товара покупателю).

            Скользящие цены – цены, которые применяются в контрактах с длительными сроками поставок, в течении которых экономичные условия производства товаров могут существенно измениться.

            Окончательная цена – цена, определяемая по договоренности сторон с учетом влияния на базовую стоимость материалов, рабочей силы, индексов зарплаты в отрасли, производящей продукцию.

            4. Другие внутренние цены:

           

            Монопольная цена – цена, установленная выше или ниже цены производства.

            Прейскурантная цена – цена, устанавливаемая для готовых изделий массового производства. Такие цены публикуются в ценниках и прейскурантах.

            Оптовая цена – цена, по которой поставляются крупными партиями товары при продаже торговым и промышленным предприятиям.

            Цена производства – цена, равная издержкам производства плюс средняя прибыль.

            Цена розничная – цена, по которой ведется продажа товара отдельным покупателям малыми партиями (1, 2 штуки).

            Рыночная цена – цена, по которой идет купля-продажа на данном рынке.