Маркетинговое исследование – систематическое определение круга данных необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и обработка результатов.

Эффективность маркетинговых исследований определяется их систематическим характером с учетом обязательного анализа данных и прогнозирования действий кампании на будущий период. При осуществлении исследований должен соблюдаться научный подход, который базируется на объективности, точности и тщательности,  а также применение научных методов анализа и прогноза. Объективность предполагает учет всех факторов, влияющих на решение данной проблемы. Заключения и выводы  формируются после тщательного изучения всей информации. Исследования должны носить комплексный характер, т.е. охватывать весь круг вопросов т.к. недостаточность информации  может привести к искажениям и неверным дальнейшим прогнозам. Результаты маркетинговых исследований являются основой для разработки маркетинговой фирмы.

Основные направления маркетинговых исследований.

Исследование рынка:

1)       объекты рыночного исследования: тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменение факторов макросреды, структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, конкуренция, конъюнктура, возможности и риски.

2)       основные результаты исследования рынка: прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, определение наиболее эффективных способов ведения конкурсной политики, осуществление выбора целевых рынков.

Исследование потребителей:

1)        изучать комплекс побудительных мотивов и факторов, которыми руководствуется потребители при выборе товаров. Проводится сегментация потребителей в соответствии с определенными признаками.

 

Исследование конкурентов:

1)       анализ сильных и слабых сторон конкурентов. Доля рынка ''наших'' конкурентов. Реакция потребителей на маркетинговые средства потребителей. Результат исследования. Выбор наиболее выгодного положения на рынке (ценовые преимущества, качество и т.д.).

Сведения о возможных посредниках:

Изучение фирменной структуры рынка, т.е. коммерческих, транспортных, рекламных, финансовых посредников с т.з. положения на рынке, имидж, устойчивость, надежность.

Исследование товара:

Анализ конкурентоспособности, изучается потребление свойства товара, реакция потребителя и перспективные требования, результаты исследования, разработка собственного ассортимента товара, повышение конкурентоспособности,  фирменный стиль и т.д.

Исследование цены:

Определение такого управления и соотношение цен, которые позволяют получить наибольшую прибыль при наименьших  затратах. Объект исследования затраты + степень влияния конкурентов и поведения, и реакция потребителей (эластичность спроса).

Исследование товародвижения и продаж:

Определение  наиболее эффективных путей доведения товаров до потребителя. Объект изучения – торговые каналы. Изучается здесь возможность повышения товарооборота, оптимизация товарных запасов, выбор эффективных каналов товародвижения.

Исследование системы продвижения:

Изучается эффективность рекламы, отношения с общественностью, эффективность коммуникационных связей, методы формирования спроса.

Исследование доминирующих факторов внешней среды:

Исследование внутренней среды предприятия: (микросреды см. Лекцию № 2)