Обычно при проведении маркетинговых исследований используется первичная и вторичная информация. Первичная,  получается в результате специально проводимых для решения маркетинговых проблем, так называемых полевых маркетинговых исследований, их сбор осуществляется путем наблюдения, спросов, экспериментов  панелей. Под вторичными данными понимаются данные, собранные для так называемых кабинетных исследований из источников  внешней и внутренней информации.

Источники вторичных данных (информации)

1.      Периодич. печатные издания общеэкономической ориентации.

2.      Технические каналы средств массовой информации.

3.      Информация аналитич. бюллетени.

4.      Отчеты различных научно исследовательских учреждений

5.      Публикация торгово-промышленных палат

6.      Специальные книги и журналы

7.      Выставки, совещания, конференции, презентации

8.      Наружная реклама

Источниками внутренней вторичной информации на предприятие    является форма № 1 баланс форма  № 2 отчет о финансовой деятельности, их использование, и прочие формы бухгалтерской и статистической отчетности.

Выборка бывает случайная и не случайная. Произвольная – когда потребители выбираются без определенного плана. Так  называется: 1) типовая выборка – когда сбор данных ограничивается немногими характеристиками генеральной совокупности. 2) метод концентрации -   исследуются лишь наиболее существенные и важные элементы  генеральной совокупности и т.д.

Случайные выборки:

1)         простая (типа лотереи);

2)         групповая выборка – разложение генеральной совокупности на  отдельные  совокупности внутри, кот. произв-тся  случайная выборка.

3)         многоступенчатая -  простая, которая  производится несколько раз  подряд.

Различают следующие методы сбора первичной информации.

1.      Метод наблюдения.

Планомерных охват воспринимаемых органами чувств обстоятельство без воздействия на объект наблюдения. (ехр. наблюдение у витрины магазина); «+» часто  объективнее и точнее опроса, но при этом целый ряд факторов не подлежит наблюдению и довольно высокие расходы.

2. Опрос.

       Опрашиваться могут как участники рынка, так и эксперты. Может быть письменным, устным (могут быть в виде интервью, которые бывает как индивидуальными так и коллективными). Коллективное интерью-фокус групп.

Телефонный почтовый опрос.

Преимущества: индивидуальный подход, возможность получить дополнительную информацию по управлению.

Недостатки: плохая сравнимость результатов, трудности в обработке данных.

При письменном опросе участники получают так называемые опросные листы, в которых формулируются закрытые и открытые вопросы. Примеры закрытых  вопросов.

 

Вид  вопросов

Вопрос

Возможные ответы

1. Альтернативный

Устаивает ли вас продукция нашего предприятия?

Да, нет.

2. Вопрос с выбором ответа.

Откуда вы получили информацию?

Коллеги, друзья,  знакомые

3. Ранжирование

Что больше всего устраивает вас в работе нашей компании?

(присвойте ранг каждой характеристике) Виды продукции, цены и т.д.

4. Вопрос со шкалой Аайкерта

Наша компания является лидером на рынке (выбир.опред.точку на шкале)

Полностью согласен, согласен, не согласен.

5.Сигматический дифференциал

По вашему мнению наша компания является (найти точку на шкале с 2-мя биполярными понятиями)

Крупная-небольшая, современная–традицион-ная,опытная-неопытная

 

6. Шкала важности

Рекламная компания

для меня

Исключительно важна, очень, довольно важна, не очень, не важна.

7. Оценочная шкала

Оцените стиль работы продавца вашей продукции.

Отлично, очень хорошо, хорошо, довольно плохо, неудовлетворительно.

 

Открытые вопросы:

1. Вопрос без заданной  структуры

Какое мнение вы имеете о нашей  компании?

 

Произвольный

2.Словесные ассоциации

 Какое первое слово приходит вам в голову, когда вы слышите о нашей  предприятие?

Слово, возникновение ассоциации.

3.Завершение предложения

Когда я выбираю покупку для меня самое главное …

 

4.Завершение рассказа

Недавно я делал покупку в одном магазине ….

Предполагается закончить рассказ

3.                  Панель – повторяющийся сбор данных через равные промежутки времени. Участники панели получают от организации, проводящей исследование опросные листы и периодически заполняют их, указывая на пример: вид, упаковку, фирму, дату. стоимость, количество, место покупки товара.

«+» выявление динамического развития, постоянный набор данных.

«-« трудности репрезентативной выборки

4.      Эксперимент – исследование. Влияние одного фактора на другой.

Ехр: как изменение упаковки влияет на сбыт.

«+» сразу выявляются причинно-следственные связи.

«-« значительные затраты времени и средств.