Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.

Ассортиментом называют набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке.

Номенклатура, или товарный ассортимент, - это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара (автомобиль, трактор, металлообрабатывающий станок) делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными  особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Например, предприятие производит холодильники и стиральные машины. Холодильники представлены  одно-, двух-, трехкамерными моделями и морозильными камерами. Последние имеют несколько марок, отличаются объемом и некоторыми техническими данными.

Товарный ассортимент характеризуется:

 широтой (количеством ассортиментных групп),

глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной  группе)

        сопоставимостью (соотношение между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).

Формирование ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной  структуры, товарного предложения, при этом  за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования  определенных групп (сегментов рынка), а с  другой, - необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.

Ассортиментная  концепция выражается в виде  системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития  производственного ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся:

-         разнообразие видов и разновидностей  товаров (с учетом типологии потребителей);

-         уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношение  цен на товары данного вида и др. 

Цель ассортиментных концепций –  сориентировать предприятие  на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.