Методы оценки относительной конкурентоспособности применяются при сравнении данного товара с товаром-аналогом. Включают в себя определение нормального индекса, индекса потребительских качеств, индекса экономичности, суммирующего индекса.

1)Определение нормального индекса (соответствие требованиям стандартов и регламентаций):  — количество таких требований;  — 1, если соответствует, 0, если не соответствует; .

2)Индекс потребительских качеств:  — оценка нашего товара по i-тому качеству;  — оценка конкурирующего товара;  — важно для потребителя i-того качества; .

3)Индекс экономичности:  отношение стоимости потребления нашего товара к стоимости потребления у конкурента.

4)Суммирующий индекс: . Если , то наш товар лучше.

Метод оценки абсолютной конкурентоспособности.

1)Определяется перечень качеств, важных для потребителя и общих для всех конкурентных товаров.

2)Определяется относительная важность каждого качеств (), причем  (100%).

3)Разрабатывается шкала оценки каждого качества.

4)Расставляются оценки качеств для каждого товара по каждому качеству (), цена — одно из качеств.

5).

6)Проводим сравнение конкурентоспособности.

Метод оценки имманентной конкурентоспособности применяется для технически сложных товаров. Достоинство — можно применять как для массовых, так и для уникальных товаров, причём не возникает вопроса расстановки оценок важности свойств.