Цель ассортиментной политики — определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности фирмы в целом.

                Задачи ассортиментной политики:

•        удовлетворение запросов потребителей (основной принцип маркетинга);

•        оптимальное использование технологических знаний и опыта фирмы;

•        оптимизация финансовых результатов, так как формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и объеме прибыли;

•        завоевание новых покупателей, путем расширения сферы применения товара;

•        соблюдение принципа гибкости за счет диверсификации сфер деятельности предприятия;

•        соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства, связанных между собой определенной технологией, квалификацией кадров и т.д.

                Маркетинговая концепция предусматривает выпуск широкой гаммы изделий одновременно, когда ассортиментный набор подразделяется на:

•        виды, т.е. конечный продукт;

•        подвиды;

•        модификации или марки, т.е. наиболее детализированную товарную классификацию. Ассортиментная политика определяет соотношение набора изделий, разных по проходимым ими стадиям жизненного цикла товара, но одновременно находящихся на рынке.              

                Одновременно на рынок рекомендуется выпускать следующие товарные группы:

                ОСНОВНУЮ — товары, приносящие основные прибыли и находящиеся в стадии роста, — А, «звезды» или «цветы». Спрос на эти товары расширяется;

                ПОДДЕРЖИВАЮЩУЮ — товары, стабилизирующие выручку от продаж и находящиеся на стадии зрелости, — Б, «дойные коровы» или «деревья, плодоносящие золотыми плодами»;

                СТРАТЕГИЧЕСКУЮ — товары, призванные обеспечить будущую прибыль, — В, «трудные дети» или «дикие кошки».

                ТАКТИЧЕСКУЮ — товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп, товары, уходящие с рынка, — Е, «изгоняемые собаки» или «неудачники».

                И, наконец, на рынке не присутствует, но учитывается в ассортиментной политике группа разрабатываемых товаров — Д.

 


Ассортиментная стратегия может строиться по следующим направлениям:

•        товарная дифференциация — связана с выделением предприятием своих товаров в качестве особых, отличных от товаров конкурентов, таким образом, по ним обеспечиваются отдельные «ниши» спроса;

•        узкая товарная специализация — определяется работой фирмы на довольно узком сегменте рынка с ограничением сферы сбыта;

•        товарная диверсификация — подразумевает расширение сферы деятельности фирмы и производство большого числа, как правило, несвязанных друг с другом товаров;

•        политика товарной вертикальной интеграции — преследует цель расширить сферу деятельности предприятия по вертикали, т. е. когда фирма осваивает производство по одной технологической цепочке (например, сырье - базовый продукт - полуфабрикаты - детали - узлы).