Маркетинговая сегментация рынка нацелена на:

  • ориентацию исследования на конкретный круг потребителей;
  • наилучшее удовлетворение нужд и потребностей конкретных субъектов рынка;
  • подгонку  товара под мнения и предпочтения возможных покупателей;
  • выявление конкурентоспособности товара и его производителей;
  • тактическое решение проблем конкурентной борьбы путем перехода в неосвоенный сегмент рынка;
  • рационализацию товародвижения.

Преимущества стратегии сегментации:

  • позволяет компании акцентировать внимание на потребностях потребителей;
  • стимулирует разработку новых товаров;
  • помогает компании разработать эффективный комплекс маркетинга;
  • способствует распределению маркетинговых ресурсов между различными товарами.

Критерии сегментации (показатель того, насколько удачно выбран тот или иной рынок для маркетинговой деятельности) включают:

  • существенность сегмента и устойчивость существования (определение прочности выделенной группы потребителей, устойчивы ли ее потребности в отношении товара);
  • количественные границы сегмента или измеримость (сколько товаров и какой стоимости могут быть на нем реализованы, скольким реальным и потенциальным потребителям);
  • доступность сегмента (возможность формирования каналов распределения и сбыта товарной продукции, наличие и состояние складского хозяйства, транспортных коммуникаций);
  • информационная насыщенность сегмента (возможность получения нужной рыночной информации для создания банка данных по сегменту);
  • защищенность от конкуренции (правильная оценка собственных шансов на коммерческий успех в данном сегменте, при объективном взвешивании возможности конкурентов, низкая конкурентоспособность товаров и услуг, предлагаемых в секторе конкурентами);
  • прибыльность и перспективность сегмента (прирост общей массы прибыли, соответствие нормы прибыли, дохода на вложенный капитал);
  •  признаки сегментации (показатель способов выделения данного сегмента на товарном рынке);
  •  значительная потребность сегмента в товарах и услугах данного производителя;
  • низкие дополнительные расходы на обслуживание сегмента;
  • устойчивые  различия между сегментами.

Специфические особенности сегментации рынка

1.     Сегментация применяется исключительно к потребителям (покупателям) определенного вида товара, или услуги. Сегмент - всегда какая-то особая группа. При этом не имеет значения, идет ли речь о потребителях часов, станков с программным управлением или бухгалтерских, консультативных услуг.

2.     Сегментацию не следует путать с делением рынков. Отличие очевидно: рынок характеризуется особым видом товара (рынок тракторов, телевизоров или стиральных машин). Сегмент же предъявляет требования к каким-то особым типам, модификациям товара внутри данного вида, поскольку появляются потребители огородных тракторов, портативных телевизоров или дорогих автоматических стиральных машин.

3.     Сегментация - атрибут рынков изобилия (рынков покупателя), поскольку именно борьба фирм за деньги покупателя заставляет их все глубже и глубже проникать в особые потребности тех, кто платит деньги. Для экономики в условиях дефицита (рынок продавца) характерны "усредненные товары" и сегментация здесь почти не используется.