Проблема товародвижения связана с вопросами организации хранения, транспортировки, обработки грузов, чтобы товары оказались доступными для потребителей в нужное время и в нужном месте.

Товародвижение – это деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам использования.

Основные издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке, последующему складированию товаров, поддержанию товарно-материальных запасов, получению, отгрузке и упаковке товаров, административных расходов и расходов по обработке заказов.

Основные элементы комплекса товародвижения:

  • транспортировка (46%);
  • складирование (26%);
  • поддержание товарно-материальных запасов (10%);
  • получение и отгрузка товаров (6%);
  • упаковка (5%);
  • административные расходы (4%);
  • обработка заказов (3%).

Затраты на организацию товародвижения для фирм-производителей составляют 13,6% суммы продаж, а для фирм- продавцов – 25,6%.

Цели товародвижения

Во-первых, обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время, с минимально возможными издержками.

Во-вторых, обеспечение максимального сервиса для клиента и сокращение до минимума издержек по распределению товара.

Максимальный сервис предполагает наличие множества складов, безупречную транспортировку, поддержание оптимального уровня товарно-материальных запасов.

Определив цели товародвижения, следует рассмотреть четыре аспекта системы товародвижения с точки зрения маркетинга.

1.                      Товародвижение начинается с получения заказа от клиента. Отдел заказов готовит счета-фактуры и рассылает их разным подразделениям фирмы.

2.                      Любой фирме приходится хранить товар до момента его продажи. Организация хранения необходима потому, что циклы производства и потребления редко совпадают друг с другом. Организация складского хранения помогает устранить эти противоречия. Фирме необходимо решить вопрос о желаемом количестве пунктов хранения. Чем больше таких пунктов, тем быстрее можно доставить товар потребителям. Однако при этом растут издержки.

3.                      Решение об уровне товарно-материальных запасов – еще одно решение в сфере товародвижения. Деятелю рынка хотелось бы, чтобы фирма располагала запасами товара, достаточными для немедленного выполнения всех заказов клиентов. Однако поддерживать столь большие запасы для фирм нерентабельно.

4.                      Транспортировка. От выбора перевозчика зависит и уровень цен товаров и своевременность их доставки, и состояние товаров в момент их прибытия к местам назначения.

Основными  видами транспорта являются:

  • железнодорожный – 30 %   к общему объема грузооборота;
  • водный                    - 28,7 %;
  • автомобильный      - 21 %;
  • трубопроводный    - 20,2 %;
  • воздушный             - 0,1 %;

 


Итого:                       100 %

При выборе вида транспорта основными критериями являются:

-      скорость        –        1 место - воздушный транспорт, 5 место- трубопровод;

-      частота отправок (по плану в сутки) – 1м. – трубопровод, 5м. – водный;

-      надежность (соблюдение графиков доставки)  - 1м. – трубопровод, 5м. – воздушный;

-      перевозочная способность (способность перевозить разные грузы) – 1м. – водный, 5м. – трубопроводный;

-      доступность (число обслуживаемых географических точек) –  1м. – автомобильный, 5м. – трубопроводный;

-      стоимость  (за тонно – милю) – 1м. – водный, 5м. – трубопроводный.