В условиях рыночных отношений достичь успеха может лишь та фирма, которая сумеет обеспечить себе конкурентные преимущества. Добиться наивысшей по сравнению с конкурентами производительности труда и наименьших затрат, обеспечить свое превосходство по качеству продукции возможно за счет использования передовых технологий производства, новых знаний, воплощенных в станки, машины и организацию труда. Стоимость разработки таких технологий и получения соответствующих знаний очень высока. Известно, что на разработку производства искусственного волокна нейлона химический гигант «Дюпон де Немур» затратил около 30 млн долларов, а разработка орлона обошлась фирме в 60 млн долларов. Поскольку далеко не каждое предприятие может финансировать такие исследования, некоторые фирмы прибегаю промышленному шпионажу. По оценкам экспертов, ежегодный урон американских компаний от кражи производственных и торговых секретов превышает 5 млрд долларов.

Спрос на защиту коммерческой информации постоянно растет. Современный предприниматель должен быть осведомлен о том, что в деловом мире сложились традиционные приемы и методы получения информации о конкуренте. Некоторые из них легальны, другие нет. В одном из зарубежных журналов был опубликован перечень источников получения информации о конкурентах:

1) информация, содержащаяся в средствах массовой информации, включая официальные документы, например, судебные отчеты;

2) сведения, распространяемые служащими конкурирующих фирм;

3) биржевые документы и отчеты консультантов; финансовые отчеты и документы, находящиеся в распоряжении маклеров; выставочные экспонаты и проспекты, брошюры конкурирующих фирм; отчеты коммивояжеров своей фирмы;

4) изучение продукции конкурирующих фирм; использование данных, полученных во время бесед со служащими конкурирующих фирм (без нарушения законов);

5) замаскированные опросы и «выуживание» информации у служащих конкурирующих фирм на научно-технических конгрессах (конференциях, симпозиумах);

6) непосредственное наблюдение, осуществляемое скрытно;

7) беседы о найме на работу со служащими конкурирующих фирм (без намерения принимать данного человека на работу);

8) так называемые «ложные» переговоры с фирмой-конкурентом относительно приобретения лицензии;

9) прием на работу служащего конкурирующей фирмы для получения требуемой информации;

10) подкуп служащего конкурирующей фирмы;

11) использование метода встроенного наблюдения для получения информации о содержании платежной ведомости фирмы-конкурента;

12) подслушивание переговоров, ведущихся в фирмах-конкурентах:

13) перехват сообщений;

14) прослушивание телефонных разговоров;

15) кража чертежей, образцов, документации и т.п.;

16) шантаж и вымогательство.

Приведенный перечень приемов и методов получения информации о конкурентах не является исчерпывающим.

Любой фирме для организаций надежной системы своей информационной безопасности необходимо иметь четкое представление о каналах (источниках) утечки собственной информации.

К наиболее вероятным источникам следует отнести персонал, имеющий доступ к информации; документы, содержащие эту информацию (все типы носителей информации); технические средства и системы обработки информации, в том числе линии связи, по которым она передается.

Все компании, заинтересованные в высокой конкурентоспособности, должны обеспечить эффективную защиту своей информации и вести постоянный контроль за ее использованием.