К этой области защиты относятся следующие документы.

Парижская международная конвенция по охране промышленной собственности, подписанная 20 марта 1883 г., в редакции от 14 июля 1967 г. Этот документ направлен на защиту промышленной интеллектуальной собственности (изобретений, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков и т.п.). Конвенция декларирует основные права на защиту интеллектуальной собственности, устанавливает права на приоритет и правила использования. Параграф 6-бис вводит понятие «всемирно известного» товарного знака и гарантирует защиту таких знаков в странах, где они не зарегистрированы, но могут быть незаконно использованы для обозначения схожих товаров.

Мадридская конвенция о международной регистрации товарных знаков от 14 апреля 1891 г. и ее версия, подписанная в Стокгольме 14 июля 1967 г., которые определяют защиту торговых марок путем их регистрации в Международном бюро товарных знаков в Женеве. Участниками этого соглашения являются Франция, Германия, Ирландия, Португалия, Испания, Швейцария и Великобритания

Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации товарных знаков, подписанное 15 июня 1957 г. и пересмотренное в Стокгольме 14 июля 1967 г. Этим соглашением принята единая классификация товаров и услуг для регистрации товарных знаков.

Исключительное право на товарный знак предоставляет владельцу возможность: использовать его на монопольных началах в маркировке товаров, проставляя на изделиях и/или упаковке; вводить «марочные» изделия в оборот путем их продажи, предложения к продаже или в какой-либо иной форме, а также ввозить такие изделия на территорию страны действия его права на знак; пользоваться знаком в коммерческой деятельности как рекламным средством, помещая его в специальных рекламных материалах, письменных и устных, а также в коммерческих документах (счетах, спецификациях), фирменных наименованиях, этикетках и пр.

Не все страны мира являются участниками соглашений по защите прав на интеллектуальную собственность. Многие страны просто не придают большого значения выявлению или наказанию нарушителей, предпочитая бороться с преступлениями, которые считают более серьезными. Разногласия по проблемам защиты интеллектуальной собственности не дали возможности решить эту проблему на Уругвайской конференции ГАТТ. Слаборазвитые страны мотивировали свои возражения тем, что штрафные платежи почти всегда поступают фирмам, базирующимся в промышленно развитых странах.

Компании — владельцы известных торговых марок создают всевозможные объединения для коллективной борьбы с пиратством. Дж. Каикати, признанный одним из ведущих исследователей в этой области, выдвигает следующие основные стратегии противостояния производителям подделок.

1. Конкурировать и пытаться преодолеть оппозицию со стороны производителей подделок. Эту стратегию возможно применять фирмам с относительно большой долей и сильной позицией на рынке. Цель — доминирование и принуждение поддельщиков к уходу с рынка. Многие крупные компании, так же, как и международные ассоциации по борьбе с пиратством, применяют меры по отслеживанию пиратов и привлекают их к юридической ответственности независимо от того, где и когда они были обнаружены.

2. Избегать конфликта и не вступать в борьбу. Такую стратегию целесообразно применять фирмам с относительно небольшой долей и слабой конкурентной позицией на рынке. Ее цель — признать себя побежденным или трансформировать свою деятельность с наименьшими финансовыми потерями.

3. Примириться с оппозицией, когда главная цель фирмы — проведение политика умиротворения. Потребители могут переключиться на продукцию фирмы, производящей оригинальный товар, узнав, что до этого они приобретали подделки. Таким образом, пострадавшая от деятельности поддельщиков компания надеется, что проблема разрешится сама собой. К тому же отслеживание и привлечение к ответственности пиратов требуют наличия серьезных доказательств, получение которых — дело длительное и дорогостоящее. Доказать нарушение становится еще труднее, когда в продукцию или товарный знак внесены незначительные изменения. Поддельщики, как правило, являются профессионалами в своем деле, действуют быстрее и эффективнее, используя лазейки в законодательстве лучше, чем законопослушные производители.

4. Сотрудничать с пиратами. Применение подобной стратегии возможно, когда отношения фирмы с поддельщиками достаточно благоприятные. Например, итальянская фирма «Fiorucci», производящая джинсы и имеющая сеть фирменных магазинов в США, заключила соглашение с корейскими производителями дешевых копий своей продукции и рекламировала их как джинсы, произведенные в Италии. Известны даже случаи, когда товары-копии превосходят по качеству оригинал.

5. Компромисс. Эта стратегия распространена в случаях, когда фирма обладает умеренной долей и относительно незначительным влиянием на рынке. Например, право использования торговой марки «Рersil» принадлежит компании «Unilever» в Англии и Франции и компании «Нenkel» в Германии, Бельгии, Люксембурге, Голландии, Италии и Дании на основании соглашения, заключенного между фирмами.

Помимо применения перечисленных выше стратегий существуют и другие меры противодействия: более тщательный контроль на границах, прекращение оказания помощи тем странам, которые не присоединились к соответствующим международным соглашениям или не выполняют условия соглашения. Некоторые компании используют технологию высокого уровня, например голографические изображения, магнитные ярлыки или ярлыки с микрочипами для идентификации подлинности товаров. Установка таких детекторов на каждой единице продукции обходится в миллионы долларов.