В настоящее время в России отношения, возникающие в связи с созданием, регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, регулируются следующими законами:

• Гражданским кодексом Российской Федерации;

• Основами гражданского законодательства Союза СОР и республик (в части, не утратившей силу);

• Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

• Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»;

• Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

• Уголовным кодексом РФ;

• международными соглашениями и конвенциями, участником которых является Россия, а также рядом подзаконных актов (например, Постановление Правительства РФ «О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок», принятое 17 мая и измененное 19 сентября 1997 г., и «Правила продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания в Российской Федерации, внесения изменений в регистрацию и свидетельство на товарный знак и знак обслуживания», утвержденные в Комитете РФ по патентам и товарным знакам 16 сентября 1993 г.).

Гражданским кодексом РФ признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг — товарный знак или знак обслуживания. Товарные знаки могут использоваться третьими лицами только с согласия правообладателя (ст. 138 ГК РФ). Законом «О конкуренции в Российской Федерации» не допускается самовольное использование товарного знака другого хозяйствующего субъекта.

Одним из основных законодательных актов, регулирующих отношения, связанные с правовой охраной товарных знаков, является Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» 1992 г. В соответствии с этим Законом правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его государственной регистрации в Патентном ведомстве России. Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другим лицам.

Защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака реализуется:

• требованием прекращения нарушения;

• взысканием причиненных убытков;

• публикацией судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;

• удалением с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака или обозначения, сходного с ним.

На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, удостоверяющее приоритет товарного знака и исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Нарушением прав владельца признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком.

Кроме того, товарные знаки, являющиеся произведениями живописи, графики, дизайна и представляющие результаты творческой деятельности, составляют объекты авторского права, для возникновения и осуществления которого не требуется регистрация, так как авторское право возникает в силу факта создания произведения. Исключительное право на использование произведения принадлежит автору, а на служебные произведения — работодателю, с которым автор состоит в трудовых отношениях, если между ним и автором в договоре не предусмотрено иное. Таким образом, чтобы надежно защитить свою продукцию от подделок, оградить свой рынок от конкурентов, а потребителей — от введения в заблуждение, производителю следует зарегистрировать свой товарный знак в Патентном ведомстве России или других стран.

Система правовой охраны товарных знаков создается для того, чтобы служить интересам производителей и потребителей. Однако экономический результат может быть получен лишь в том случае, когда система охраны известна и применяется теми, для кого она создана.