Модели последовательного международного жизненного цикла товара иллюстрируют рис. 4.2 и 4.3. Модель А (рис. 4.2) соответствует приведенному выше описанию. Но, учитывая тот факт, что в процессе развития последовательного международного жизненного цикла товара имеет место экспорт из стран, куда переместилось производство, и импорт в страны, где есть спрос, а производства уже нет (процесс интернационализации продукта), международный жизненный цикл товара

может быть представлен в виде модели В (рис. 4.3, кривые: 1 — страна происхождения нового товара, 2 — страна (страны) такого же уровня развития, 3 — развивающиеся страны).

Рис. 4.2. Модель последовательного международного жизненного цикла товара

Рис. 4.3. Модель последовательного международного жизненного цикла товара

 

Продолжительность последовательного жизненного цикла товара зависит от возможности компании развивать бизнес в стране более низкого уровня развития по отношению к предшествующей.

Глобализация международного маркетинга сопровождается стремлением ТНК сокращать международный жизненный цикл товара путем выведения новинки одновременно на несколько зарубежных рынков. Главным фактором такой стратегии является не уровень экономического развития принимающей страны, а стремление обеспечить конкурентные преимущества на мировых рынках и реализовать стратегию технологического прорыва.

Модель синхронного международного жизненного цикла товара характерна для новинок высокотехнологичной продукции. Она соответствует глобальному маркетингу по способу охвата рынков и синхронному маркетингу по времени выведения новинки на зарубежные рынки (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Модель синхронного международного жизненного цикла товара

 

Синхронный маркетинг позволяет в значительной степени избежать пиратства, а в отсутствие национального производства аналогичного товара в принимающей стране компания обеспечивает для себя монопольное владение рынком на определенный период.

Отметим, что кроме последовательного и синхронного существует авангардный жизненный цикл товара (авангардный маркетинг): новинка сначала реализуется на внешнем рынке, а затем — на внутреннем.