Исследование конкурентоспособности продуктов основано на выборе следующих оценочных критериев конкурентоспособности товаров, по которым проводится сравнение товаров:

  • Назначение товара, его функциональные возможности (соответствует ли этот товар последним достижениям науки и техники, запросам потребителей, моде);
  • Показатели надёжности и долговечности;
  • Экономичность использования материалов и ресурсов (материалоёмкость, энергоёмкость);
  • Эргономические показатели (удобство обслуживания, простота эксплуатации);
  • Экономические показатели (цена, себестоимость, рентабельность и т.д.);
  • Экологические требования к продукции (безопасность использования продукции);
  • Патентно-правовые показатели (патенты, лицензии, госты);
  • Показатели стандартизации и унификации;
  • Показатели транспортабельности и хранения;
  • Показатели пожаробезопасности;
  • Показатели сервиса предпродажного и послепродажного обслуживания;
  • Показатели вторичного использования и утилизации товара.

Данные показатели оцениваются количественно и качественно (те, которые нельзя описать количественно).

Для оценки конкурентоспособности продукта используется методика определения интегральной  характеристики: отдельные характеристики продукта взвешиваются по важности (вводится шкала важности) и оцениваются с помощью оценочной шкалы; для каждого продукта рассчитывается интегральная характеристика как сумма произведений оценки на результат характеристик (на веса характеристик).

Пример: Продукт – кефир

 

Таблица 1

Исследование конкурентоспособности продукта (кефира)

 

Кефир БМК

Кефир МЛК

Характеристики

В

О

И (I)

В

О

И (I)

3

5

15

3

4

12

полезность

3

4

12

3

4

12

безопасность

1

5

5

1

4

4

жирность

2

5

10

2

4

8

цена

 

42

 

36

 

Вводим шкалу важности, где 1 – неважно; 2 – важно; 3 – очень важно.

Шкала оценки: от 1 – очень плохо до 5 – очень хорошо.

 

Вывод: Конкурентное преимущество на брянском рынке имеет кефир БМК. Конкурентоспособность продуктов оценивается по интегральным показателям по результатам опроса потребительского рынка (выборки).