Анализ товара с точки зрения потребителя проводится с использованием 2-х математических моделей:

a)     Модель Розенберга;

b)    Модель идеальной точки.

 

Математическая модель Розенберга основана на линейно-компенсационном правиле, предполагающем, что плохая оценка одной характеристики продукции может быть уравновешена хорошей оценкой другой характеристики. Общая оценка отношения к продукту получается в результате произведения этих компонентов (характеристика, оценка) и ссумированием результатам по всем  характеристикам.

Модель основана на предпосылке, что каждая характеристика товара желаема для потребителя. Чем выше её оценка, тем лучше (формула 1):

 


, где                       (1)

 - оценка отношения к продукту;

 - важность i-того мотива для потребителя;

 - субъективная оценка потребителем пригодности продукта j для удовлетворения мотива i.

 

Пример:

Данная модель используется в анкетировании для оценки характеристик продукта своей фирмы в сравнении с характеристиками продуктов основных конкурентов (таблица 2):

 

Таблица 2

Модель Розенберга

 

Характеристики

Торт «Журавли»

Торт «Золушка»

 

V

T

A

V

T

A

Натуральность

3

4

12

3

5

15

Цена

1

4

4

1

5

5

Число поставок

2

5

10

2

4

8

Итог

 

 

26

 

 

28

 

Шкала важности: от 1-неважно до 3-очень важно.

Оценка: от 1 (min) до 5 (max).

По данной модели потребитель оценил торт «Золушка» выше, чем торт «Журавли».

 

Модель идеальной точки. Критика компенсационной модели привела к созданию модели с идеальной точкой, в которую ввели добавочный компонент – идеальную величину характеристики продукта.

Модель широко использовалась в СССР в 80-е гг. 20в. при оценке технического уровня и качества изделия (формула 2):

 

, где                  (2)

 - оценка потребителем продукта;

 - важность мотива (характеристики) i для потребителя;

 - оценка характеристики i марки j с точки зрения потребителя;

 - идеальное значение характеристики i для потребителя.

 

В данной модели чем меньше значение , тем лучше, т.к. отклонение от идеального значения меньше.

На практике дополнительно к оцениваемым продуктам вводится оценка идеального продукта. 2-ая модель (модель с идеальной точкой) используется для технических товаров, а 1-ая (модель Розенберга) – для пищевых продуктов.