Формирование и управление ассортиментом – это планирование всех видов деятельности, направленное на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке в соответствие с требованиями потребителей. 

Формирование ассортимента – это непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла товара с момента зарождения идеи до изъятия из товарной программы.

Система формирования ассортимента включает 10 основных этапов:

1.     определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках;

2.     оценка соответствующих аналогов конкурентов по тем же направлениям;

3.     критическая оценка выпускаемых предприятием изделий с позиции покупателя;

4.     решение вопросов: какие продукты добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменения уровня конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счёт направлений деятельности предприятия, выходящих за рамки его профиля;

5.     рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствование существующих, а также новых способов и областей применения товара;

6.     разработка спецификаций для новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей;

7.     анализ возможностей производства новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости, рентабельности;

8.     проведение рыночных испытаний, тестирования продуктов  у потребителей;

9.     разработка рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно качества, цены, фасона, марки, упаковки, сервиса по результатам испытаний;

10. оценка и окончательное планирование всего ассортимента.

Управление ассортиментом будет успешным, если достигнута координация всех производственных подразделений для достижения рыночных целей предприятия. Иначе, в ассортимент могут включаться изделия, которые удобнее производить производственным подразделениям, а не потребителям.

Решающее слово в формировании ассортимента должно принадлежать руководителям службы маркетинга, т.к. она работает с клиентской базой и  регулярно проводит маркетинговые исследования. 

Стратегические вопросы при формировании ассортимента:

1.     разрабатывать ли стандартные товары, годные для всех рынков или приспосабливать товары к специфическим сегментам, создавая множество модификаций;

2.     как широко предприятию необходимо использовать дифференциацию, т.к. дифференциация и её крайний случай – диверсикация (проникновение в другие отрасли) – это дорогостоящие процессы, связанные с необходимостью модернизации и расширения производственных мощностей, перестройки сбытовой сети и расширения комплекса маркетинга.

Целесообразность таких решений определяется уровнем экономической  эффективности,  достигаемой с помощью этих стратегий.

3.     изымать ли из программы неэффективные товары. Изыматься могут товары только морально устаревшие, экономически неэффективные, хотя и пользующиеся некоторым спросом.

Перед принятием решений нужно оценить показатели качества каждого товара на рынке, реальный объём продаж по каждому товару, социальную значимость товара. Если товар перестаёт отвечать критериям объёма продаж, порогорентабельности для предприятия, социальной значимости, то решается вопрос о его снятии с производства.

4.     решение о широте ассортимента, которое зависит от цели компании. К более широкому ассортименту стремятся компании, которые желают себя позиционировать в качестве поставщиков полного товарного ассортимента; ставят цель резко увеличить долю на рынке или обеспечить рост самого рынка; компании, заинтересованные в получении высоких кратковременных доходов, имеют, как правило, суженный ассортимент.

Менеджеры по товару должны со временем добавлять новый товар к ассортименту либо для более полного использования производственных мощностей, либо по требованиям сбытовиков. Однако при расширении ассортимента возрастают отдельные статьи расхода: на конструкторские работы, на поддерживание запасов товара на складе, на транспортировку и продвижение нового товара.

Если плановая калькуляция издержек производства на дополнительный ассортимент показывает возможность получения хотя бы минимальной нормы прибыли, то начинается пробный выпуск нового ассортимента для испытания у потенциальных потребителей.

Таким образом, технология планирования имеет свою специфику:

1.     формированию ассортимента предшествует перспективное планирование оптимального варианта ассортимента предприятия, которое опирается на прогнозируемый спрос;

2.     искусство планирования ассортимента проявляется в том , чтобы соединить потенциальные возможности мощностей предприятия с определённым сочетанием продуктов, удовлетворяющих потребности покупателей на высшем уровне и позволяющих получить достаточную прибыль;

3.     процесс планирования ассортимента включает этапы: оценку замысла, разработку спецификаций, основанных на требованиях потребителей, создание опытных образцов, рыночные испытания нового ассортимента товаров  и только затем – коммерческое производство.