Структура маркетинговых служб зависит от следующих факторов:

- цели предприятия и цели маркетинга – организационная структура должна обеспечивать их выполнение;

- условия среды:

a. Внешние факторы:

P PESTE- факторы;

P Конкуренты;

P Число рынков;

P Структура и потребности покупательских способностей потребителей;

P Каналы сбыта;

b.    Внутренние факторы:

P Величина и состояние предприятия;

P Число и разнородность продуктов 1 бизнеса;

P Квалификация сотрудников.

 

В реальной практике организация маркетинга сводится к следующим видам организаций:

1)    Функциональная организация маркетинга – подразделения маркетинговой службы специализируются по направления функций маркетинга.

 

 


Рис.5  Схема функциональной организации маркетинга

 

Функциональная структура хорошо работает на предприятиях с узкой номенклатурой товаров, а чем выше номенклатура, тем сложнее координировать работу.

Управление по продукту в рамках функциональной организации маркетинга. Если у предприятия несколько видов продукции, то для координации работ в рамках функциональной структуры вводят менеджеров по продукту , которые несут ответственность за группу однотипных продуктов от внедрения до снятия с производства.

Их задача – координировать работу всех отделов маркетинга для выпуска ценного продукта.

 

 

 

 

Рис.6 Ввод менеджеров по продуктам

 

2)    Продуктовая организация маркетинга (дивизиональная). Подразделения в этой структуре выделяются не по функциям, а по конечному результату (продукту, бизнесу).

Дивизионная структура – результат работы службы маркетинга свыше, т.к. работа связана с конечным результатом, большей ответственностью. Структура эта требует больше затрат, более громоздкая.

 


Рис.7 Схема продуктовой организации маркетинга

 

3)    Матричная структура маркетинга. Матричная структура обладает большой гибкостью, результативностью, умением адаптироваться к рынкам, но очень дорога во внедрении, т.к. специалисты находятся в 2-ом подчинении, но должны обладать высокой квалификацией.

 


Рис.8 Схема матричной организации маркетинга