Доля рынка - показатель, отражающий результативность деятельности предприятия на рынке. Рассматривается как отношение V реализации фирмы к общему V продаж на рынке и умножается на 100%.  ДРФ=Р/ОП * 100%. р – объём реализованной продукции ОП – общий объём продаж.

В качестве базы может быть выбран действительный/обслуживающий рынок. Существует также показатель относительной доли рынка. Он рассчитывается по отношению к основным конкурентам фирмы на рынке.

1. Если доля рынка находится на уровне 2-3 крупных конкурентов или превышает ее, то доля рынка оценивается как высокая.

2. Если доля равна средней доле конкурентов, то доля фирмы оценивается как средняя.

3. Если доля несколько ниже=>доля считается пониженной.

С ростом доли рынка позиции предприятия выглядят более устойчивыми и приводят к росту прибыли. Доля рынка м. уменьшаться по следующим причинам:

1. Уменьшение V реализации вызвано уменьшением спроса на товар.

2. Рост потенциала рынка => необходимо развивать производство, чтобы не уступать часть рынка конкурентам.

Насыщенность рынка

Характеризует перспективы изменения спроса: Нр=Пт/П где

П - общее число потребителей

Пт – число потребителей, приобретающих товар.

Если Нр>80% - то рынок бесперспективный.