1 (начало двадцатого столетия) связан с учением Ф.Тейлора, основателем классической школы «научного менеджмента». Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда.

2 - с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора. Появится и апробируется на практике классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предоложил новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

3 - "неоклассический", начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. Апробируется социологическая концепция групповых решений.

4 - 1940 – 1960 гг.- эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.

5 - становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике ЭММ и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время.

6 - 1970 – 1980 гг. Вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл: организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней и внешней среде. Происходит установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления.

7 80-е гг, появлением новых подвидов в управлении, открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления.

8 90-м гг. Тенденции: возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства; создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания к организационной культуре и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности; усиление международного характера управления - переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.

Менеджмент - вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей в рыночных условиях путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма.

Сущность - управление организацией в условиях рынка, с учетом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике.

 

Менеджмент - это управление в условиях рынка, означающее:

  • ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства видов продукции, пользующихся спросом и способных принести фирме намеченную прибыль;
  • постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
  • хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
  •  постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
  • выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
  • необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

 

Менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие субъекта этой деятельности - специалиста-менеджера, а в качестве объекта - хозяйственную деятельность фирмы или отдельную ее сферу.