Цена – денежное выражение стоимости товара.

Цена – это денежное выражение системы ценообразующих факторов, действующих в данный момент на рынке.

Ценообразующие факторы:

  • издержки (в долгосрочном более важно)
  • внутриотраслевая конкуренция (влияет на ценовую политику: активная и адаптивная)
  • потребители (взгляды, покупательная способность, желание, потребности, мотивация при выборе товара и т.д.)
  • каналы сбыта (розница диктует правила, участие посредников)
  • государственное регулирование (налоги и т.д.)

В основе рыночного ценообразования лежит базовое соотношение «цена – ценность». При определении цены надо учитывать видимость ценности для того, кто принимает решение о покупке.

Среда, где цены контролируются государством, распространяется на транспорт, связь, коммунальные услуги, ряд производственных товаров. Правительственные организации, уполномоченные контролировать цены, устанавливают их уровень после всестороннего изучения информации, полученной от заинтересованных в данном товаре сторон - от потребителей и производителей. Конечная цена товара зависит от издержек на приобретение сырья, рабочей силы, отдельных компонентов товара, от издержек на транспорт, рекламу, охрану окружающей среды. Указанные затраты не могут контролироваться фирмой, но должны быть учтены при ценообразовании.