В условиях, когда привлечь квалифицированных специалистов не представляется возможным, а «вырастить» собственных – нет времени, в качестве альтернативы нередко используется аутсорсинг – передача функций стороннему исполнителю.

В случае быстрого роста компании, ее отдел маркетинга может «не успевать» за растущими потребностями бизнеса. Возникают новые задачи, с которыми штатные специалисты самостоятельно справиться не в состоянии. Например, разработка рекламной кампании в масштабах всей страны, исследование рынков в новых регионах сбыта и т.д. Без привлечения сторонних организаций в данном случае обойтись будет сложно. В ином случае, отдел маркетинга будет «тормозить» развитие всей фирмы.

Другими целями применения аутсорсинга могут служить снижение стоимости и/или повышение качества работы маркетинговой службы. В первом случае привлекаются компании, способные выполнить определенные функции с меньшими затратами по сравнению с их самостоятельным выполнением; во втором – с более высоким качеством. Сотрудники компаний, оказывающих услуги в сфере маркетинга, как правило, обладают большим опытом решения нестандартных задач, нежели специалисты отделов маркетинга, что позволяет им действовать более эффективно.

В случае некачественного оказания услуг проще расторгнуть договор со сторонней организацией по сравнению с увольнением штатного сотрудника и, тем более, роспуском целого отдела. В крупных организациях отделы нередко стремятся максимально увеличить свою численность для получения большего финансирования и обоснования расходов. Сторонняя компания, наоборот, заинтересована в сокращении затрат для повышения собственной конкурентоспособности. К тому же, она выполняет работу на тех условиях, которые указаны в договоре, тогда как цели деятельности внутренних отделов предприятий могут расходиться с целями всей компании.

Естественно, что у аутсорсинга есть и свои негативные стороны. Прежде всего, это уменьшение контроля над качеством. Часто он становится возможен лишь по факту выполнения работ. С другой стороны, требуется время на «притирку» компаний друг к другу и выстраивание доверительных отношений. Серьезные затруднения вызывает и выбор поставщика. Во многих регионах рынок маркетинговых услуг находится на этапе становления, и найти партнера с приемлемым качеством услуг бывает достаточно сложно.

Набор функций по маркетингу, которые можно отдать на аутсорсинг, уникален для каждой компании и определяется спецификой ее деятельности. Универсальных рецептов здесь не существует. Есть лишь некоторые общие рекомендации.

Как правило,  процесс маркетинга, начинается с анализа внешних и внутренних условий деятельности компании. На данном этапе сторонние подрядчики нередко привлекаются для изучения рынков, конкурентов, предпочтений потребителей и т.д. К примеру, если компания выполняет исследования лишь один или два раза в год, то ей нецелесообразно содержать персонал, необходимый для проведения исследования, все остальное время. Дешевле, бывает, нанять специализированную организацию. Аналогично и при выходе компании на новые географические рынки сбыта, где она зачастую не способна самостоятельно собрать всю необходимую ей информацию в короткие сроки и с минимальными затратами.

Рисунок 1. Процесс маркетинга на предприятии

01112006-1

Некоторые виды исследований, например, такие как «таинственный покупатель» («mystery shopping»), изначально нацелены на привлечение сторонних специалистов, обладающих «незамыленным» взглядом на компанию. Есть смысл отдать на аутсорсинг и анализ внутренней среды организации, чтобы получить более объективную оценку со стороны профессионалов, незаинтересованных в результатах диагностики. У сторонних специалистов нет стимулов к сокрытию отдельных недостатков, выявленных на предприятии по результатам диагностики. Тогда как у сотрудников компании, наоборот, зачастую есть стимулы скрывать от руководства «истинное положение дел».

Помимо разовых исследований, возможна передача на аутсорсинг сбора данных о внешней среде на постоянной основе, особенно, в тех регионах, где у компании нет собственных представительств либо доступа к отдельным источникам информации.

Постановку целей и выбор стратегии развития компании, определяемые по итогам диагностики, напротив, на аутсорсинг передавать не следует. Стратегия определяет отличие компании от конкурентов. В случае передачи ее разработки на сторону фирма рискует получить «типовое решение», изготовленное по шаблону, и потерять свою уникальность, а вместе с ней и привлекательность в глазах клиентов.

Из всего комплекса маркетинга наиболее широкое распространение получил аутсорсинг в сфере продвижения. Разработка и проведение рекламных акций, PR-кампаний, программ стимулирования сбыта и многое другое отдают «на сторону» специализированным компаниям. Часто они обладают большим опытом и более углубленной специализацией по сравнению с внутренними отделами и способны предложить гораздо больше вариантов решения какой-либо задачи. Набирает популярность использование сторонних call-центров для проведения опросов и прямых продаж.

Оценку эффективности маркетинговых мероприятий время от времени также целесообразно проводить при помощи сторонней фирмы, так как сотрудники внутренних отделов заинтересованы в искажении результатов диагностики в лучшую сторону.